Получи документы

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин

Анна Абдрахимова
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин

План работы по самообразованию

воспитателя Абдрахимовой А. А.

на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине

и серии картинок»

Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин» размещена в разделах

Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.

Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.

По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.

Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.

Задачи:

- изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;

- создать условий для работы с детьми в этом направлении;

- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.

2. Создание картотек : «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем (речевые игры).

3. Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.

План направленности действий и содержание работы

месяцы педагог дети родители

сентябрь - Постановка проблемы.

- Определение цели и задач над темой.

- Подбор и изучение литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

- Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме.

Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь Создание картотеки «Картины для составления рассказов» :

- «Кошка с котятами»,

- «Ежи»,

- «Купание медвежат»,

- «Верблюды» и др.

Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами».

Задачи:

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» :

- внимательно рассматривать картину;

- рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.

- Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»;

- Игра «Что умеет делать кошка».

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем - речь развиваем»

ноябрь

Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов» :

- «Как Миша варежку потерял»,

- «Медвежонок на прогулке».

- «Как подружки котёнка спасли»,

- «Девочка и ёж».

Составление с детьми рассказов по картине «Ежи».

Задачи:

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

- упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

- развивать внимание, память. Составление рассказов по картине «Ежи» :

- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

- составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

- внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

- оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

- Игра-разминка «Осень».

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

декабрь Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

- упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;

- развивать память, внимание.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» :

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

- подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;

- выделять «зимние» слова.

- Игра «Послушай и запомни;

- Игра «Отгадай задуманное слово».

Папка – передвижка

«Составляем рассказы по картинке»

Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»

январь Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

- упражнять в подборе слов близких по значению;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; - Развивать внимание память.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» :

- составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- подбирать слова близкие по значению;

- внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа.

- Отгадывание кроссворда;

Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

февраль Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

- формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли» :

- внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

- выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- слушать друг друга, не перебивая.

- Упражнение «Соедини по точкам»;

- Игра «Предложения в шкатулке». Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

март Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи:

- Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

- упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных;

- воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Составление рассказов по картине «Купание медвежат» :

- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

- подбирать слова, близкие по значению;

- слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

- Игра «Умное эхо». Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи».

Памятка «И снова поиграем!».

апрель Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»

Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;

- формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

- побуждать детей к придумыванию окончания рассказа;

-упражнять в подборе слов на заданную тему; - воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания;

- договариваться и приходить к общему мнению. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж» :

- отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;

- внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её;

- составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

- придумывать окончание рассказа; - подбирать слова на заданную тему;

- выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

- Отгадывание загадок;

- Игра «Доскажи словечко». Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

май Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.

- воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине :

- внимательно рассматривать картину;

- рассуждать над её содержанием;

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

- Игра «Опиши предмет». Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

Формы отчёта.

- Презентация опыта «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» на педсовете.

- Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

- Картотеки : «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем

Методическая литература.

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.

2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г. ;

3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г. ;

4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000

5. Методические советы к программе «Детство»;

6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;

7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;

9. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.

10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;

11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г. ;

13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.

14. Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ТЦ «Сфера», 2007.

15. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С. Ушакова. - М. : ТЦ «Сфера»,2004.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Абдрахимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картин
Опубликовано: 10 января 2023 в 18:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД