МААМ-картинки

Развитие речи у детей младшего возраста посредством театрализованной игры

Анастасия Семёнова
Развитие речи у детей младшего возраста посредством театрализованной игры

«Развитие речи у детей младшего возраста через театрализованную игру»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В нашем ДОУ тоже существует проблема по развитию речи, т. к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектом речи. Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач.

Публикация «Развитие речи у детей младшего возраста посредством театрализованной игры» размещена в разделах

Театрализованная деятельность помогает решить вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению общения со сверстниками, умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, развивает воображение, мелкую и общую моторику.

Театральная игра стимулирует активную речь детей, расширяется словарный запас, речь становится ярче, образнее. Ребенок усваивает богатство родного языка, выразительные средства. Театрализованная деятельность помогает развивать чувствительность ребенка, способствует эмоциональному раскрепощению.

Тема театра в детском саду не теряет своей актуальности, поэтому она должна занимать достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Целью работы можно смело назвать: «Развитие речи у детей дошкольного возраста». Театрализованная деятельность позволяет решать такие задачи, как: создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность; знакомство детей с различными видами театра; развитие эмоциональности и выразительности речи у дошкольников; совершенствование диалогической речи, обогащение и активизирование словаря детей; развитие творческих и коммуникативных способностей детей.

Я выделила четыре направления развития речи в театральной деятельности :

Театральная игра : учит детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером. Развивает способность запоминать слова героев; зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Ритмопластика: развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал. Учит запоминать заданные позы и действия и передавать их.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, диалогической формы речи, игровых навыков.

Для достижения поставленной цели, использую такие Формы работы:

1. Чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений. Формируя интерес к играм-драматизациям, стараюсь как можно больше читать и рассказывать детям сказки, потешки и стихи. Читаю, стараясь голосом и мимикой передать характер животных и людей. Вместо с детьми имитировали движения разных животных (кошечка, медведь, волк, и других). В своей работе применяю прослушивание аудиосказок, которые развивают память и воображение детей. После обсуждаем, что услышали.

2. Драматизация сказок, сюжетно – ролевые игры, игры – театрализации, подвижные игры. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно – ролевыми. Поэтому любая игра может быстро превратиться в театрализованную игру. Такой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, проявление самостоятельности, активности. Подвижные игры с ролями помогают раскрепощать ребенка. В драматизациях и театрализованных играх дети вступают в диалог друг с другом, учатся взаимодействовать. Такие игры формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизируют словарь детей.

3. Непосредственно-образовательная деятельность. Добиться положительных результатов работы возможно организуя образовательный процесс прежде всего в совместных видах деятельности (на групповых занятиях, в индивидуальной работе, в игровой, художественной - познавательной деятельности. В Непосредственно Образовательной Деятельности использую такие приемы как: демонстрация картинок, чтение сказок с использованием наглядных приемов, беседы, стихи и загадки. То есть для начала дети должны увидеть или услышать те образы, которые будут играть. Сначала предлагаю детям пофантазировать и самим попробовать показать персонажа, затем показываю, как действует тот или иной герой. Разучиваем потешки и стихи. Отличными речевыми стимуляторами являются пальчиковые игры, развивают общую и мелкую моторику ребенка. В свободной и образовательных деятельностях играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», «Черепашка», «Кролик» и т. д.

Двигательная сфера ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется изменениями общей моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх.

На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой прием и форму обучения детей, ввожу персонаж (воспитатель, взрослый, игрушка, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Во время проведения занятий, для заинтересованности детей использую игровой прием: приход разных персонажей из сказочных и художественных произведений.

4. Индивидуальная работа. Часто применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами. Играем куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю возможности и интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку, надевать маски и играть в подвижные игры. Дети любят рассматривать иллюстрации к произведениям. Стараемся рассказать, что видим на картинке. Рисовали и лепили по сказкам. Играли в пальчиковый театр. Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи.

5. Праздники и развлечения. В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие начиная с группы раннего возраста, эмоционально выражали настроение, отгадывали загадки и исполняли знакомые песни и танцы. В театрализованных мероприятиях мимикой и жестами передавали характер персонажа.

6. Работая с родителями по теме «Развитие речи у детей младшего возраста через театрализованную игру» провела цикл консультаций на тему:

-«Расскажи мне сказку!» (о значении сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста);

-«Значение театра в жизни ребенка»;

-«Развитие речи детей через театрализованную игру»;

-«Театрализованные игры дома»;

-«Поиграем в сказку».

Организовала акцию: «Подарите детям книгу». Родители помогли приобрести костюмы для центра ряжения (сказочные герои и профессии). Так же участвовали в изготовлении театра на палочках, пальчикового тетра. Принимали участие в изготовление и обивки ширмы, центра уединения. Помогли в росписи деревянных персонажей «Колобка», «Репки» и росписи деревянных декораций, обивки тканью ширмы. Принимали участие в украшении окон к Новогодним праздникам по сказке «Теремок».

7. Продуктивная деятельность.

В течение всего времени продолжали лепить и рисовать по сказкам. Лепили ежиков, зайчат, мышек, снеговиков. Рисовали снеговиков, золотое яичко, рукавичку. По мотивам сказок «Колобок», «Лиса и заяц», «Три медведя» из мягкого конструктора строили декорации. Участвовали в муниципальном конкурсе чтецов «Добрый мир детства», принимали участие во всероссийском конкурсе «История России в стихах», в международном конкурсе «Море творчества и милосердия».

Чтение художественных произведений, сказок, стихотворений, потешек, беседы с детьми; слушание аудиосказок; рассматривание иллюстраций; обыгрывание этюдов, театрализованных игр, драматизации, инсценировки; сюрпризные моменты – это методы и приемы, которые я используем в своей работе.

Считаем, что развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет специфические особенности. РППС обеспечивает театрализованную деятельность детей, эффективное общение детей с взрослым и друг с другом. Для достижения цели постоянно создаю и пополняю предметно-пространственную среду. Для детей был оформлен центр ряжения с атрибутами и костюмами. У ребят есть возможность самим выбирать кем сегодня быть, во что поиграть. В группе появилась большая ширма как элемент предметно-развивающей среды. Сделала своими руками настольную ширму для театра. Можно играть куклами Би-ба-бо и пальчиковым театром. Изготовили настольный театр : «Теремок». Приобрели театр «Би-ба-бо». Сделала театр на палочках «Репка», «Курочка Ряба». Театр мягких игрушек. Появился в нашей группе пальчиковый театр из фетра «Курочка Ряба», «Теремок». Комплект масок-ободков к сказке «Репка» и другие. Плоскостной театр «Теремок» с персонажами, выполненными из фетра. Появились в нашей группе веселые, деревянные персонажи сказок «Репка» и «Колобок». Оформила центр книги, соответствующие возрасту детей : потешки, сказки, стихи, загадки. Так же в группе появился мягкий театр из губок для мытья посуды, для создания объёмных декораций и моделирования (например «Колобок», «Лиса и заяц»). Активно пользуюсь картотеками пальчиковых игр.

За время работы по данной теме у детей повысилась эмоциональность и выразительность речи. Совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, активизировался словарь. Театрализованная игра положительно повлияла на творческие и коммуникативные способности детей. Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.

Несомненно, развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего возраста посредством театрализованной игры
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 10:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей младшего возраста посредством театрализованной игры» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Семёнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД