Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр

Анна Анисимова
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Анисимова А. А.

Старший воспитатель

МКДОУ детский сад № 6

ст. Новолеушковской

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Начну я своё выступление с того, что немного расскажу о себе.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Свою педагогическую деятельность я начала не так уж и давно, а если быть точной, это знаменательное событие в моей жизни произошло в январе 2019 года. Работать я начала с самыми маленькими детками, в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Вот встречаю я в первый день своих малышей, если честно сказать, меня переполняли эмоции – это был и страх, и любопытство, и тревога и т. п., и среди них была одна девочка, которой было 1,5 годика, и на мой вопрос: «Алиса, давай я тебе помогу переобуться?», на что она мне ответила довольно таки связной речью: «Нет, спасибо, я сама». Вы не поверите, я была так удивлена её чистой, внятной речи! Проведя свой рабочий день, я отметила, что у остальных детей речь недостаточно развита, а если быть точной, они вообще не могли даже ответить «ДА» или «НЕТ» на мои обычные вопросы.

И вот, проработав две недели, проанализировав исходную ситуацию пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию связной речи. Ребёнок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие связной речи в нужное русло.

В ходе работы изучив методическую литературу по данной теме, наблюдая за играми детей, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит намного быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определённые знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также они учат их играть. Но самая главная особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме и дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

На занятиях по развитию речи я старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети не уверенные и дети более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами различных сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д.). Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка я провела диагностику речевой сферы детей. Я проводила следующий тест: показывала ребёнку несколько простых предметов (куклу, мячик, машинку и т. д.) и спрашивала: «Что это?». Диагностические данные обследования я фиксировала через каждые два месяца в специально составленной таблице для того, чтобы видеть, как у малышей развивается речь.

После полутора лет я заметила, что у моих малышей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начали употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими слово, хвалила, просила повторить ещё раз. К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры. Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «Найди для собачки соответствующую по цвету корзинку», «Найди одинаковую по форме и фасону одежду», «Конструктор», различными мозайками и т. д. После тихого часа и полдника, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшек, рассматривали различные картинки, играли в театрализованных уголках.

Каждый день я проводила индивидуальную работу по развитию речи с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читала потешки, сказки.

В своей работе «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:

1. Развитие понимания речи.

2. Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.

3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (бегает, летает, ползает, прыгает и т. д.)

4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.

5. Развитие активной речи

6. Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.

7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.

Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знания, развивают умственные способности.

Мною были изготовлены следующие дидактические пособия :

1. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Игры с прищепками»

2. Игры, способствующие развитию восприятия цвета : «Цветные корзинки», «Подбери пару варежек», «Подбери заплатку к одежде».

3. Игры для ознакомления с окружающим миром: «Разноцветная посуда»

Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Елизавета Ивановна Тихеева, сказала: «Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность».

В ходе своей работы мною было замечено, что дети уже через четыре месяца стали гораздо лучше разговаривать, предложения состояли из двух-трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.). Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятиям по развитию речи, стали более активными.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:

1. Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.

2. Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.

3. Обеспечить месть для игр.

4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.

Для себя я сделала вывод, что дидактические игры являются эффективным средством обучения по развитию речи, а группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Анисимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 9 октября 2021 в 20:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД