Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Ирина Манина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка»

г. Тарко-Сале Пуровского района

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

(Сообщение из опыта работы)

Подготовила:

Манина И. В., воспитатель

2021г.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Детский сад – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).

Речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь его развивалась правильно и своевременно.

В данный момент я работаю с детьми второй младшей группы. Исходная диагностика по речевому развитию, проведённая мной в начале учебного года показала, что из 23 воспитанников половина детей группы плохо проговаривали слова и фразы, не все дети умели слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Многие из детей не умели рассказывать даже очень короткие сказки и стихи, были очень робкие и застенчивые, не желали участвовать в коллективных играх.

Размышляя над проблемой повышения уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь в этом вопросе может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Кроме того, содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программы, в которую входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Они способствуют активизации разных сторон речи детей : словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи;

выразительности речи.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов, однажды высказал мысль о том, что каждому ребёнку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.

Кроме того, педагогу не требуется организовывать специально какие - либо занятия, перегружая сетку занятий. Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы - в нерегламентированное время, её органично можно включить в другие занятия.

Цель моего опыта работы: создание оптимальных условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формируя активный словарь и воспитание звуковой культуры речи.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладевая конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 3. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действий в театральных инсценировках.

4. Повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

При решении поставленных задач применяла следующие формы и методы работы.

Формы:

1. Совместная образовательная деятельность воспитателя с ребёнком. 2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Театрализованные игры на речевое развитие.

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

5. Наблюдения, беседы.

6. Организация ситуаций общения в режимных моментах.

7. Развлечения, досуги.

Методы:

1. Наглядный метод (наблюдения, демонстрационный материал, видеозаписи) помогает в рассматривании картин со знакомым детям содержанием, при описании детьми картинок и игрушек, придумывании сюжетных рассказов.

2. Словесный метод (чтение стихов, потешек, сказок, загадывание загадок, аудиозаписи) связан с художественным словом. Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, понимающую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения сказки «Заюшкина избушка», можно задать такие вопросы: «Какое настроение было у зайчика, Как вы догадались?». Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное. 3. Практический метод (театрализованные игры). Цель этого метода – обучить детей на практике применять полученные знания. Работа со знакомыми произведениями проводится с помощью игр – драматизаций и настольной инсценировки.

4. Игровой метод (подвижные игры со словами, с участием сказочных персонажей, пальчиковые игры с пением из серии игр Е. Железновой «Играем вместе с мамой»).

Для театрально – игровой деятельности в группе мы вместе с родителями оборудовали «Центр театра», что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и речевого развития детей. В нашем центре имеются различные виды театра : пальчиковый, вязаный, магнитный, деревянный, резиновый, плоскостной, театр на палочках, кружках и ложках; маски героев русских народных сказок; костюмерная и уголок ряженья.

Но, все мы прекрасно знаем, что игровой опыт ребёнка 3 - 4 лет очень скуден, поэтому важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение этого опыта за счёт освоения разновидностей игр -драматизаций. Так как в основном дети этого возраста, плохо владеют речью, я начала знакомство с театрализацией через игру - импровизацию с последовательным усложнением игровых заданий:

Игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра - имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра - импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Ёлочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Курочка Ряба», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Заюшкина избушка»).

Однотемная игра - драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

Чтобы расширить словарный запас слов, развивать грамматический строй речи и совершенствовать звукопроизношение, в работе с детьми применяю хорошо знакомые детям потешки, стихи, сказки, а также логопедические сказки (сказки В. Волиной, А. Циферова и т. д.). Это позволяет решать наряду с задачами последовательного и связного изложения текста, задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

В процессе чтения сказок и литературных произведений обращаю внимание на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается, на его языковые особенности.

После того, как дети ответили на вопросы, перед ними выкладываю пальчиковый театр и прошу их рассказать сказку. В случае затруднения оказываю помощь: начинаю предложение сама, а дети добавляют нужные слова или фразы.

Параллельно провожу работу по обогащению детского словаря и развитию грамматической речи : использую приёмы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик-трусишка, косой, серенький, слабый; лиса-хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух-храбрый, удалец, голосистый и т. д., отдельных предметов (избушка-лубяная, деревянная, из досок, брёвен, тёплая, прочная, не растает; ледяная-холодная, снежная, прозрачная, непрочная, быстро растает весной).

Провожу игры типа: «Чего не стало?», «Что игрушка-герой рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекаю внимание детей к отдельным признакам объектов, описанию игрушки. Так в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные, соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь и т. п., а в игре «Что персонаж рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - добрый, неуклюжий, большой, мохнатый, косолапый и т. п., существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - лес, теремок, избушка; колобок - печка, домик и т. п.)

Для активизации речи широко использую инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют действия (строят дом, едут на лошадке и т. д.) Затем предлагала детям самим разыграть готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Одним из важнейших этапов по развитию речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи, так как с выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться; у него улучшается речь, её грамматический строй.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонации, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства, развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности я использую всё те же знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Работу в этом направлении начала проводить с первой младшей группы. Она заключалась в следующем: сначала я старалась побуждать детей к общению, используя игры: «Кто мы такие?», «Назови мне своё имя», потешки.

Учу детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок», где обращаю внимание детей на имитацию голосов животных).

Учу детей эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давала понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

Учу детей произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развиваю речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щёки, с силой выдыхают).

Учу детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (тихо – громче – громко, меняя интонацию (удивленно, вопросительно, испуганно).

Вывод: Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребёнок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Манина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 25 марта 2021 в 12:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД