Лучший педагог года

Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа

Ольга Елдина
Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа

Инновационный проект

«Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа»

Музыкальный руководитель Елдина О. Н.

Публикация «Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа» размещена в разделах

Современные исследования в области детской психологии и педагогики доказывают, что раннее музыкальное воспитание благотворно влияет на интеллектуальное и психическое становление личности ребёнка. Учёные всего мира считают, что самый универсальный способ повышения интеллекта у детей – регулярные занятия музыкой. Кроме того, они обратили внимание на значительный психотерапевтический эффект воздействия музыки, которая снимает нервно-психическое напряжение у детей, обучающихся в современных условиях с огромными, подчас непосильными для детской психики перегрузками. Современному ребёнку очень сложно находиться в окружающем его технизированном и компьютеризированном мире, в ситуации глобального нравственного и духовного кризиса нашего общества. В силу этого он очень уязвим и подвержен различным стрессовым состояниям, которые негативно влияют на его психическое и эмоциональное здоровье. Раннее музыкальное воспитание благотворно сказывается на развитии детей…

Немецкий композитор Карл Орф разработал систему музыкального воспитания детей, основанную на развитии детского творчества. Его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Неслучайно её название – «Элементарное музицирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому» (но не примитивное). Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Её Орф назвал «элементарной музыкой» и сделал основой своего пятитомного учебного пособия «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения). Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Элементарное музицирование пришло в мировую педагогическую практику благодаря Карлу Орфу и его коллегам – Г. Кеетман, В. Келлеру, помогавшим в создании системы музыкального воспитания. Последователи отечественной музыкальной педагогики системы Карла Орфа : В. Жилин, Т. Боровик, Т. Тютюнникова. Переосмысление традиционного музыкального воспитания, находящегося в рамках авторитарной педагогики подчёркивает значимость этой проблемы. Актуальность проблемы заключается в необходимости поиска видов детской деятельности, оптимальных с точки зрения формирования музыкального творчества. Исследования Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой, О. П. Радыновой, Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, А. И. Бурениной, служат основанием для изучения технологических аспектов развития креативной личности средствами музыки, поэзии, танца.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования.

Основные принципы педагогики Карла Орфа : креативность, вариативность, коммуникативность, оздоровление.

Креативность – сотворчество, созидание, доверительные отношения взрослого и ребёнка, предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Предлагаю детям сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

Вариативность - синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных, подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения. Например, речевую игру можно исполнить в разных вариантах:

со звучащими жестами (шлепки, хлопки, щелчки, притопы)

фонопедические и артикуляционные упражнения (синти-бринти, кап-кап, дили-дон)

озвучивание шумовыми инструментами (шумелки, гремелки, шаркунчики)

Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений, его активной социализации в обществе и подготовке к обучению в школе.

Оздоровление – реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей. Идея об активизации резервов творческих сил с помощью деятельности, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении ценна, прежде всего, своим гуманизмом. Она полностью соответствует принципам лечебной педагогики.

Цель : систематическое развитие природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности.

Задачи:

обучающие – обучение первоначальным навыкам музицирования, формирование качеств, способствующих самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

развивающие – развитие природной музыкальности, способности к творческому спонтанному поведению, развитие творческого мышления, креативности;

воспитательные – воспитание интереса и любви к музицированию, знакомство с мировой музыкальной культурой в практике музицирования,

воспитание коммуникативности.

Элементарное музицирование - это взаимосвязь музыки, движения и речи.

Речевые игры и упражнения важны потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Учу детей пользоваться выразительными средствами общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр. тембр, артикуляция, динамика, форма. Речевые игры и упражнения это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит ритм. Начинаю работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Например: речевая игра «Апрель», «Здравствуй» Я, здороваюсь везде: дома и на улице Даже здравствуй говорю, я соседской курице (говорят в высоком регистре) Здравствуй, солнце золотое! (говорят в среднем регистре, с вытянутыми вперёд руками и скрещенными ладошками) Здравствуй, небо голубое! (в низком регистре, с поднятыми руками вверх) Здравствуй, вольный ветерок! (средний регистр, покачивают поднятыми руками) Здравствуй, маленький дубок (высокий регистр, руками показывая росток дерева) Здравствуй, утро! (средний регистр, поворот влево) Здравствуй день! (низкий регистр, поворот вправо) Нам здороваться не лень (средний регистр, руки в стороны)

Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

Ребё нок хорошо одновременно выполняет несколько игровых движений: играет на музыкальных палочках, пальцами или руками; проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая различные тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия с действиями партнёра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки.

Игры голосовым аппаратом - одно из любимых детских игр на музыкальных занятиях. Голоса детей используются подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандо, свист, цоканье языком и т. д., вдохи, выдохи, возгласы, игры фонемами, фонемными слогами (ш, х, ф, у, а, шур, дили-дон и др.). Так играя со звуком, дети изображают голосом звук ветра, используя уже известный прием моделирования объема и динамику с помощью звуков ф,щ,с,ш. у. Эти звуки также с легкостью используются детьми в озвучивании сказок, стихов и в качестве аккомпанемента к движениям.

Элементарный музыкальный театр как игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей.

Пантомима Маленькие дети очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов. Потому движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании. Составной частью двигательных игр, являются ролевая гимнастика у зеркала, специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, направление и расслабление. Например, в упражнение «Смотрите, смотрите падает лист» дети разделены на две подгруппы, первая изображает звук «ветра», вторая «осенние листочки». Дети «листья» должны быть предельно внимательны и чутко реагировать на силу ветра. Такие задания незаменимы для развития слухового внимания, а также для развития эмпатии : мимики, жестов, интонации, умения общаться, войти в контакт с другими участниками и действовать совместно.

Ритмический аккомпанемент.

Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Детей учу показывать под свою музыку придуманные ими движения с использованием ритмического аккомпанемента. Наиболее распространёнными инструментами для импровизации аккомпанементов к движению являются ручные барабаны, тамбурины, браслеты с бубенчиками и др. Например: Сочиняя различные танцевальные импровизации, в двигательной игре дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, повороты, кружения, наклоны и др. движения. Важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку. Таким образом, движение в концепции Орфа является :

неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;

способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу, развитие чувства ритма;

средством естественного творческого самовыражения в пространстве и формирования навыков импровизации;

средством развития социально-коммуникативных навыков;

источником ни с чем несравнимой радости для детей.

Музыка (звук). Следующее звено развития природной музыкальности – исполнение музыки – пение, музицирование. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Коллективное пение способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки. Оркестр детских музыкальных инструментов постоянно пополняется с помощью детей, педагогов и родителей. У нас есть самодельные шумовые бубенцы, сделанные из рыболовных колокольчиков, деревянные палочки от детских флажков; коробочки, в которые насыпана различная крупа (рис, пшено, горох и т. п.).

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности как пение, движение, слушание, с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга. Таким образом, принципы педагогической концепции Карла Орфа способствуют решению задач музыкального воспитания, обучения и развития детей, в частности развития музыкальных и творческих способностей на практике, и помогают педагогу творчески воплощать их в работе с детьми.

Для успешного осуществления поставленных задач, проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей. С этой цель проводится аналитическая и диагностическая работа. Проведение диагностики необходимо для выявления проблемных зон в данном направлении и осуществления коррекции в дальнейшей работе.

Результат педагогичекой концепции :

Работа по развитию музыкальных способностей и импровизационно-творческой деятельности детей дошкольного возраста была эффективной и мы достигли следующих результатов:

развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений.

развитие у детей коммуникативных навыков, умения договариваться, согласовывать свои действия.

развитие чувства ответственности, умения взять инициативу на себя.

развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятия музыки, создание слушательского опыта.

освоение игры на ударных инструментах, инструментах детского оркестра.

исполнение песен, попевок, сочинение мелодий на основе заданного текста.

приобретение навыков игры в ансамбле (музицирование).

Музыка – неумирающие, волнующие душу человека произведения, раскрывающие ему всевозможные жизненные грани – любовь и ненависть, добро и зло, правду и фальшь, честь и предательство. Музыка, слово, движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группаКонспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа В рамках работы над проектом "Волшебная глина", в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 20:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД