Получи документы

Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора

Базарова Элина
Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора

«Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора» (из опыта работы)

Слайд 1- тема

Актуальность

Публикация «Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора» размещена в разделах

Одним из актуальных и востребованных направлений современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов искусства как специфического художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ формирующейся личности. В системе общего и дополнительного художественного образования на первое место выходят проблемы развития у детей ценностно-смыслового восприятия произведений искусства как способности к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена необходимость формирования такой базовой национальной ценности как «искусство и литература» являющейся частью системы нравственных ценностей, развивающей красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.

Слайд 2- цитата

В Соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом «…художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного, мира природы…» ФГОС ДО, пункт 2.6

Слайд 3-знак?

Ценностное восприятие мира - это восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта.

Слайд 4- ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Ценность – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.

Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то.

Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Завершается формированием образа.

Слайд 5-задачи и методы работы (таблица)

Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. Проблема развития ценностно-смыслового восприятия музыки в наше время приобретает всё более важное значение.

Для формирования ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений у детей дошкольного возраста служат все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6- слушание Одним из важных средств развития эмоционального интеллекта у детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. Ребёнок идёт к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальном произведении.

Слайд 7- фото с занятия раннего возраста

Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова)

Привлечь внимание детей в младшей возрасте помогают игрушки…

Слайд 8- видео занятия 1 младшей группы

Само по себе слушание музыки будит фантазию ребёнка. Он создаёт в своём воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает своей фантазией. Почти каждое произведение, с которым знакомится ребёнок, приносит новое содержание в его внутренний мир.

Слайд 9- юный виолончелист.

Сделать процесс слушания музыки более привлекательным и зрелищным помогает видео. Тем более, когда мы знакомим детей со

звучанием инструментов народного или симфонического оркестра. Например, с виолончелью. Я стараюсь подобрать видеофрагменты, где музыканты - дети. Это вызывает у дошкольников самим начать заниматься музыкой, посещать музыкальные школы и студии.

Слушаем музыку и учимся распознавать и выражать свои чувства. Для этой цели отлично подойдёт прослушивание «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Слайд 10- ДМШ

В докороновирусные времена обогатить впечатления детей помогали посещения Детской школы искусств, где наши воспитанники могли слушать «живое» звучание музыкальных инструментов как по отдельности, так и в оркестре.

Слайд 11- рисование

Хорошей и давней традицией стали «Музыкальные гостиные», где дети слушают лучшие образцы классической музыки для детей, проникаются настроением, чувствами, переживаниями. Могут нарисовать свои музыкальные впечатления.

Хочу показать вам альбом «Колядки»

Само по себе слушание музыки будит фантазию ребёнка. Он создаёт в своём воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает своей фантазией. Почти каждое произведение, с которым знакомится ребёнок, приносит новое содержание в его внутренний мир. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений

Слаид 12- музыкально- дидактические игры

Так же важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, музыкальности, является использование музыкально-дидактическая игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности

Слайд 13-14 -занятие первой младшей группы

Например: Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и дождик»». Цель этой игры: различать характер музыки (весёлая – грустная). Оборудование – карточки: на одной стороне - Солнышко, на обратной стороне Тучка (Дождик) .Дети слушают пьесы весёлую и грустную и с помощью карточек определяют характер каждого произведения.

Слайд 15- МДИ «Два Петушка»(ладовое чувство, грустно-весело)

Слаид 16- Эмокарточки

В результате дети знакомятся с различными видами эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.

Восприятие и понимание музыки и фольклора невозможно без знания таких понятий как динамика, ритм, тембр и тд

Слайд 17-18 МДИ «Два бубна»

Слайд 19-20 МДИ «Ну-ка, угадай-ка»

Слайд 21-22 МДИ «Музыкальные инструменты»

Слайд 23- авторские электронно образовательные ресурсы

Слайд24-29- МДИ «Ритмическое лото»

Слаид 30- пение

Способность эмоционально отзываться на музыку развивается и в процессе пения. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребёнка, его умственному развитию. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объём знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии.

Слайд 31-занятие первой младшей группы

Слайд 32-33- мнемотаблицы

Слаид 34- презентации

Слайд 35- видеоролики для совместной работы с родителями

Слайд 36- музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором также успешно развивается эмоциональный интеллект у детей.

Слайд 37- фото детей с флажнами

Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмических движений несёт мощный оздоровительный заряд.

Слайд 38- видео первой младшей группы

Но слушать музыку – это одно, а вот двигаться ей в такт – совсем другое. Музыкально-ритмические движения гармонично соединяют в себе дозируемую двигательную активность и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом её преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

Слайд 39- фото старшей группы

Ритмическая музыкальная деятельность чрезвычайно эмоционально насыщена. Народная музыка, танец, игра вот благодатный материал для развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора

Дети, надев красочные национальные костюмы, сразу перевоплощаются и с удовольствием передают танцевальные движения, характерные этому танцу.

Слаид 40-- игра

Эмоциональная кульминация всего музыкального занятия - игра. Игра – основная форма деятельности детей. И по сравнению с другими видами деятельности у игры есть особые преимущества.

Слайд- 41 фото

Она идеально мобилизует эмоции детей. Тяга к положительным эмоциям – это жизненная необходимость любой нормальной психики. Замечено, что состояние эмоционального подъёма способствует запоминанию, т. е. развивает внимание, память.

Слайд 41- фото

Игра обогащает представление об окружающем детей мире. Развивает не только память, но и воображение. Игра формирует такие качества личности, как дружелюбие, смелость, готовность прийти на помощь. Игра развивает выдержку, умение слышать музыку.

Слайд 42- игра на детских музыкальных инструментах

Эмоциональная отзывчивость проявляется и в таком виде музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах. Этот вид деятельности является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии.

Слайд 43- видео группы ЗПР

Детский музыкальный инструмент обладает чудесной привлекательной силой. Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент ребёнок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребёнка музыкальный инструмент помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

Слайд 44- Пособие к оркестру диатонических колокольчиков

Слайд 45- авторское пособие «Видеопартитура к пьесе «Тихая ночь»

Слаид 46-фото дети-оркестранты

В результате, дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать целостный музыкальный образ. Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. А так же дети переживать эмоционально –радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Слайд 46- зачем?

Слайд 47- домашнее видео

Слайд 48- тема

Именно ценностно-смысловое восприятия музыки является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать пока еще очень маленький, жизненный багаж знаниями. Музыка помогает им познать мир. Именно через

музыку, хореографию, театрализованную деятельность раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры

Воспитывает, помимо художественного вкуса и творческого воображения, любовь к жизни и природе, внимание и заботу к другим людям, интерес к народу своей Родины. Формирует чувство гордости за свою страну.

Слайд 49- видео

Слайд 50- спасибо за внимание

Список использованной литературы.

1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, - М. : Айриспресс, 2004.

2. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / Управление ДОУ. 2008, №4.

3. Изард К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) /Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; Вступительная статья А. Е. Ольшанниковой. –М. : Изд-во МГУ,1980.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2001. -48с.

5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971г., - 376с.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М., 1981г. – 240с.

7. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. Просвещение. 1986г. – 141с.

8. Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 1990г – 38с.

9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997г. – 213с.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis»Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis» Выполнила: Непокрытова И. А. Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:

Публикация Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Базарова Элина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и фольклора
Опубликовано: 13 января 2024 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД