МААМ-картинки

Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации

Насибуллина Альбина
Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации

Тема моего сообщения: «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации»

Детский сад №18 г. Туймазы включен в районную Программу по ранней профориентации «Алтын кулдар». В рамках данного проекта была создана Программа по ранней профориентации для детей 5-7 лет «В мире профессий», на основе этой Программы детский сад подробно знакомит детей со строительными профессиями.

Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации» размещена в разделах

Работа строится по направлениям: работа с кадрами, работа с родителями, работа с детьми.

Организуя работу с педагогами, администрация детского сада поставила цель: создание материально-технических, психолого-педагогических условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В этой целью была создана творческая группа, куда вошли воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, задача которой, разработка перспективного плана по ознакомлению с профессией «Строитель», подбор картотеки по разным направлениям, конспектов ООД.

Для качественной организации ранней профориентации детей большое внимание уделяется работе с кадрами. Проведен педагогический совет на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, что это такое?», где обсудили этапы строительства, строительные профессии, создание условий для формирования позитивных установок к труду взрослых, т. е. Строителю.

Проведенный смотр-конкурс «Оснащение развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации» способствовал созданию смысловых целостностей - Кейсов, они перед вами:

-строительная площадка;

-архитектор

-прораб;

-каменщик;

-сантехник;

-электрик;

-сварщик;

-маляр.

Представляю Кейс «Маляр». В кейсе имеется: кукла-маляр, инструменты для работы, дидактические игры, альбом, где представлена последовательность трудовых действий маляра.

Кейсы - необходимый дидактический материал для воспитателей при ознакомлении с трудом строителя, а для ребенка - возможность не только потрогать инструменты, но и почувствовать себя в роли строителя. Например Кейс воспитателя старшей группы Хабировой Г. Ф называется «Архитектор», его используют дети в сюжетно-ролевых игре.

Заслуживают внимания Лэпбуки «Строитель», изготовленные руками молодых педагогов: Усмановой А. В., Ямалетдиновой А. М., Газизуллиной Э. А, Гельметдиновой Г. Д., Вахитовой Л. Ш. Лэпбук Вахитовой Л. Ш. включает в себя: альбомы «Этапы строительства», «Строительная техника», «Инструменты».

На территории детского сада функционирует, созданная с помощью родителей строительная площадка, где имеется транспорт - это грузовая машина и кран, плоскостные фигуры: прораб, каменщик, маляр и фрагмент строящегося здания. В целях обеспечения сохранности данная строительная площадка в зимнее время года устанавливается в рекреации детского сада, куда любят ходить на экскурсию дети младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста по мере необходимости используют во время игр у себя в групповой комнате.

Большое значение в формировании познавательного интереса к профессии строителя имеют экскурсии, которые заменяет серию ООД, где дети наглядно получают первые представления о последовательности строительства: а именно какая техника облегчает труд строителя, как на глазах растет многоэтажное здание, сколько радости строители доставляют обществу, людям. После каждой экскурсии, воспитатель обязательно обсуждает увиденное, дети делятся своими впечатлениями, отражают в продуктивной деятельности свои познания.

Виртуальная экскурсия по родному городу у детей вызвал интерес к истории создания таких достопримечательностей, как Татарский Драматический Театр, Железнодорожный вокзал, школы, детской поликлиники и т. д. Так в детском саду появились папки «История одного объекта», они перед вами.

Результатом серии экскурсий стало то, что после них дети, захотели стать строителями. Поэтому воспитатель Саитгареевой Гульназ Маратовны совместно с родителями создала проект на тему «Стройка». Дети средней группы (воспитатель Шакирова Альбина Талгатовна) представили творческий проект «Строим, строим новый дом», а дети старшей группы (воспитатель Музафарова Альбина Вагизовна) - «Чем работают на стройке».

В ходе реализации всех проектов дети вели себя заинтересованно, включались в работу сразу. Если вначале они не имели глубокого представления о своеобразии труда строителя, то после реализации исследовательского проекта знания и представления детей значительно возросли. Они начали разбираться в классификации строительных специальностей и орудии труда. Возросли речевая активность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитатель сформировала у детей уважительное отношение к труду и людям которые работают. Дети раскрыли в себе творческие способности, научились правильно обращаться с орудиями труда, инструментами. Положительный эмоциональный настрой способствовал тому, что дети получили радость от совершаемых трудовых процессов, с желанием включались в работу. Организация проектной деятельности оказалось эффективным средством в развитии познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом строителя.

Сотрудничество с Туймазинским Индустриальным колледжем благоприятно влияет на развитие познавательной активности детей. Большой интерес вызвали у детей экскурсии по кабинетам, где дети наглядно увидели учебные станки, как на них создают разные детали. Итогом посещения колледжа дети воплощают в продуктивной деятельности: рисуют, конструируют, лепят.

В ООД при ознакомлении с профессией Строитель (воспитатель Габдракипова Ф. Г.) использует методический прием синквейн, который помогает формировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества. Учит детей составлять их в форме игры. Она использует данный прием на разных этапах образовательной деятельности. Синквен, помогает детям понять и запомнить новое содержание, развивает коммуникативные и речевые навыки, обогащает словарный запас, учит формулировать ключевую фразу (идею, подготавливает к краткому пересказу, совершенствует творческие и мыслительные способности, учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности. Благодаря синквейну дети лучше усваивают новую информацию, не только запоминают название профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности. В результате дети подготовительной к школе группы под руководством воспитателя Габдракиповой Ф. Г. собрали целую копилку синквейнов о профессиях и не только. Воспитатель с удовольствием продемонстрировала работы детей на родительском собрании.

Сотрудничество с колледжем помогает формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества, развивает исследовательскую деятельность, а исследование - основа познания окружающего мира, развития воображения.

Расширил представления детей о строительных профессиях, проведенный Квест «Путешествие в Мастерград». В квесте участвовали дети старших и подготовительных к школе групп, родители и воспитатели. Квест-игра представляла собой путешествие по улицам города, каждая улица имела свое название, а помогала детям карта. Квест сделал процесс получения новых знаний и навыков более увлекательным, во время игры они узнали много интересного о профессиях, в том числе своих родителей, познакомились с разными специальностями, особенностями их работы. Квест помог удовлетворить и развить познавательные интересы детей, стал настоящим путешествием для детей в мир профессий, творчества, фантазии и эффективной формой взаимодействия педагогов с родителями. В результате квест-игры «Путешествие в Мастерград» в интервью и своих рисунках дети поделились, кем они решили стать в будущем.

Для родителей оформлен информационный стенд по ранней профориентации детей.

В ноябре 2019 года, перед празднованием Дня Матери, была проведена встреча с мамами, чей труд связан со стройкой: штукатур-маляр, специалист отдела архитектуры. Мамы рассказали о своей трудовой деятельности, чем им нравится эта профессия.

Каждая возрастная группа совместно с родителями оформили альбомы «Профессии моих родителей» (2018г, что объединило детей, родителей и педагогов. Каждая семья на групповом родительском собрании представила свой альбом, дети проявили большой интерес к профессии родителей, где красной нитью проходила мысль «Все работы хороши, важны и значимы, главное любить свою профессию, относиться добросовестно».

Как итог родительского собрания были организованны конкурсы:

- конкурс макетов «Профессии» -2018 год;

-конкурс поделок:

-«Делу время - потехе час» - 2019 год;

-«Город будущего»- 2019 год;

-конкурс рисунков:

- «Радуга профессий» - 2018 год;

- «Профессии моих родителей» - 2019 год;

-«Я хочу быть строителем» - 2019 год.

Обогатил развивающую предметно пространственную среду групп смотр-конкурс «Оснащение РППС по ранней профориентации», где участники образовательного процесса целенаправленно создавали материально-технические условия по ранней профориентации. Во всех группах имеется: строительный материал, конструкторы «Лего», малый строительный набор, спецодежда для детей, инструменты и. д.

Сегодня, педагогический коллектив работает над усовершенствованием Программы по ознакомлению детей со строительными профессиями, цель которой – ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Таким образом, образовательный процесс, направленный на формирование познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию приобщает их к миру взрослых, способствует накоплению социального опыта взаимодействия с окружающим миром, закладывает основу для профессионального самоопределения и формирует понятие, что человек рожден для труда, труд кормит, а лень портит. Любимая профессия доставляет удовольствие. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, гораздо важнее, чтобы он понял, труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей людей в них. Таким образом, усиливается и нравственный аспект развития ребенка – трудится.

Спасибо за внимание! Я представила небольшой опыт детского сада, хотелось бы услышать ваше мнение о нашей деятельности по ранней профориентации.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Насибуллина Альбина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 10:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД