Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности

Людмила Хабибулина
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности

Воспитатель: Хабибулина Людмила Дмитриевна

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Я считаю, что именно с раннего возраста необходимо развивать у детей поисково-исследовательскую деятельность. В этом нам помогает метод проектов.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно - манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Поэтому в практике своей деятельности по развитию познавательной активности детей 2-3 лет я использую проектную деятельность.

Проектная деятельность у детей 2-3 лет развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта у малыша не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. В связи с возрастными особенностями детей данного возраста, считаю, что лучше всего проводить краткосрочные проекты. Так как память детей раннего возраста недостаточно развита, для того, чтобы накапливать и долгое время удерживать большой объём информации.

Мной были разработаны и реализованы краткосрочные проекты :

«Снег на ладошках». В ходе данного проекта дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассматривали его, трогали, нюхали, лепили снеговика, различные формочки, во время прогулки послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами); были проведены речевые и подвижные игры: «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?»; дети познакомились с новыми художественными произведениями З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Высотская «Снежный кролик».

«Водичка, водичка….». Целью данного проекта было дать малышам элементарные представления о свойствах воды через различные виды деятельности; о значении воды для поддержания чистоты. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.

«Ладушки, ладушки». Целью проекта было создание благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).

Более подробно хочу представить вашему вниманию краткосрочный проект с детьми раннего возраста «Курочка Рябушечка»

Тема проекта : «Курочка Рябушечка».

Участники: воспитанники (2-3 года, педагоги, родители.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).

Актуальность: Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства, изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес даже при работе с детьми раннего возраста.

Цель проекта : Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними птицами на примере курочки, со сказками о ней, потешками, песнями, играми, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к птицам.

Задачи проекта :

-формировать у детей представление о курочке, петушке, цыплёнке (внешний вид, особенности образа жизни);

-Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения (стихи, сказки, потешки);

-Формировать у детей интерес к художественному творчеству (рисование, лепка);

-Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление : учит сравнивать, анализировать;

-Формировать активную жизненную позицию;

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ресурсное обеспечение: художественная и познавательная литература; познавательные журналы, художественные произведения искусства, интернет-ресурсы.

Формы и методы работы над проектом :

- наблюдение

- создание игровых ситуаций с использованием игрушек и литературных персонажей

- беседы

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников

- прослушивание аудиозаписей с голосами домашних птиц

- специально организованные занятия

- театрализованная деятельность

- продуктивная деятельность

- выставка детских работ

- оформление детских книг

Работа с родителями:

- проведение «Круглого стола» с родителями

- привлечение родителей в участии подбора наглядно-развивающих пособий

- подбор книг для групповой библиотеки

- рекомендации по домашнему чтению

- беседы и консультации

- просмотр телепередач о домашних птицах

- подбор материала для мини-музея

-постановка сказки - «Курочка Ряба»

1 этап. Подготовительный

- Изучение уровня представлений детей по теме.

-Определение цели и задач проекта.

-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта

- Информационно-методическое обеспечение:

подбор методической литературы.

подбор художественной литературы.

изготовление развивающих пособий, игр.

разработка конспектов.

2 этап. Содержание проекта

Вид деятельности : познавательная

Название темы:

«Где живут домашние птицы».

«Рассказ по серии сюжетных картинок».

«Что кушают курочки». «Цыплёнок из яйца». «Еда для курочки».

Задачи: Расширить знания детей о домашних птицах, на примере курочки. Познакомить с домашними птицами. Дать представление об особенностях их жизни, питании. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать логическое мышление, любознательность. Воспитывать гуманное отношение к миру птиц. Развивать слуховое внимания, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение.

Чтение художественной литературы

Чтение энциклопедической и художественной литературы: К. Чуковский «Цыплёнок», русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ Е. Чарушина «Курочка». Разгадывание загадок о курочке и петушке. Прослушивание аудиодисков. Рассматривание иллюстрации «Дети кормят курицу и цыплят».

Познакомить детей с произведениями о курочке разных авторов. Показать детям выразительное чтение.

Беседа «Семья курочки Рябушечки»

Продолжать активизировать познавательные способности детей, развивать интерес к жизни домашних птиц. Познакомить с удивительными и интересными фактами из жизни домашних птиц. Воспитывать доброе и бережное отношение к домашним птицам.

Совместная деятельность

Чтение стихотворений о курочке и петушке.

Рассматривание альбомов и фотографий.

Отгадывание загадок. Рисование кистью «Зёрнышки для курочки Рябы». Лепка из пластилина «Яички»

Учить детей внимательно слушать стихотворения о домашних птицах. Активизировать словарь по теме птицы. Развивать у детей умение разгадывать загадки. Закрепить знания детей о курочке и петушке.

Развивающие игры «Расставь цыплят по росту», «Длинные и короткие червячки», «Подари Петушку перышки», «Курочка Ряба», «Домашние птицы»

Закрепить знания детей о курочке и её семье.

Различать курочку, петушка, цыплёнка по внешнему виду. Закрепить знания детей о том, где живут птицы развивать память, мышление.

Музыкально-художественная деятельность

Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»; музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят».

Обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей слуховое внимание, музыкальность, ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Организация тематической выставки в книжном уголке

Привлечь внимание детей к книгам о курочке и петушке. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Консультация для родителей Беседа «организация мини - музея «Курочка Рябушечка»»

Познакомить родителей с проектом «Курочка Рябушечка». Обсуждение участия родителей в проекте.

Двигательная активность

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Петушок», «Цыплята и кот».

Закрепить знание детей о домашних птицах. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Совместная деятельность с родителями

«Это важно и интересно»

Сбор интересной информации о домашних птицах. Помощь в организации книжной выставки, мини- музея.

3 этап. Итоговый

Мероприятия:

1. Выставка детских работ

2. открытие мини-музея «Курочка-Рябушечка»

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: повысился уровень знаний по заданной теме, в группе создана необходимая развивающая среда, у родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем совместно с детьми.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Хабибулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 20:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД