МААМ-картинки

Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора

Короткова Ольга Викторовна
Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества. Необходимость обращения к истокам народного искусства, обычаям народа неслучайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.

Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора» размещена в разделах

является одной из высших духовных ценностей русского народа. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной культуре.

Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям

нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства

сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки.

Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни - трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией

всего существа ребенка.

«Запоют дети - запоет народ», - писал К. Д. Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора, несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Одна из проблем сложности современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» - гласит русская пословица.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

А. М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров фольклора в детском саду. Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход в начале XX в. В это время десятки этнографов, фольклористов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество.

Разновидности фольклора в детском саду.

Исследователи фольклора в детском саду Виноградова Г. С., Капица О. И., Науменко Г. М. все его образцы классифицировали на 3 раздела:

1. Календарный.

2. Потешный.

3. Игровой.

Календарный фольклор в детском саду.

Сюда входят произведения, связанные с календарными датами, природой или же произведения, имеющие сезонный характер. Заметную его долю составляют веснянки, колядки, егорьевские песни, взятые у взрослых, а также собственно календарный детский фольклор - присказки птицам, насекомым, животным, заклинания явлениям природы. Эта область народного творчества одна из самых поэтических. Она приучает воспитанников замечать поэзию окружающей природы в любое время года.

Это своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлем поклон тебе за это!

Уж ты радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждем мы солнышка родного!

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

К закличкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?».

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

Потешный фольклор в детском саду.

Это небылицы, прибаутки, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - раззабавить, рассмешить, развеселить ровесников. Небылицы - особенный вид песен, основанный на вымысле, со смещением реальных связей и отношений (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье.). Воспитанников в небылицах привлекают юмористические положения, в которых оказываются герои. Дразнилки - это модель проявления юмора и детской сатиры. В них очень точно подмечается какой-либо недостаток, порок либо слабость человека. Каждая дразнилка содержит заряд необыкновенной эмоциональной силы. Прибаутки - фольклор в детском саду в виде коротких смешных песенок. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают завышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные дразнилки, нелепицы, что развивает фантазию воспитанников, пробуждает интерес к новым словообразованиям.

- Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки.

- А что ели? Кашку, полную чашку!

- Кашка масленька, бабушка добренька!

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Игровой фольклор в детском саду.

Занимает ведущее место в творчестве воспитанников. Трудно представить себе детей, не любящих различные игры. Врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский писал: «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения».

Исследователь Науменко Г. М. разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр игрового фольклора в детском саду является спортивное состязание, их цель - победа, улучшение тех или иных спортивных умений. Часто в них исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки. Если проанализировать фольклор в детском саду, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры за счет упрощения превращаются в спортивные. Большей популярностью детей пользуются игры с мячом и скакалкой.

Целостность педагогического процесса в образовательной области «Музыка» в нашем ДОУ осуществляется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования с применением парциальной программы «Ладушки». Одной из главных задач которой является «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой».

Для приобщения ребенка к своей национальной культуре необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир народного быта, народной культуры в целом.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, а также использую методические пособия по фольклору, рекомендованные программой «Ладушки».

Целью работы является обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, привлечение их к народной культуре, воспитание на народных традициях.

Задачи:

- Знакомить детей с разнообразными формами русского музыкального

фольклора.

- Формировать исполнительские навыки в области пения и музыкально-

ритмических движений.

- Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.

- Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное

наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.

- Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные,

обрядовые и семейно-бытовые праздники.

Свою работу с детьми по развитию музыкальных способностей средствами

музыкального фольклора строю по следующим принципам:

- От общего к частному (в формировании духовно - нравственных установок). Дети эмоциональнее отзываются на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии.

- Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).

- Программно-действенный подход, т. е. связь с окружающим миром, с основами искусства.

- Игровой принцип (данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

- Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно - ритмический». Количество тем, может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний.

Работа с детьми идет по нескольким направлениям:

Слушание русской народной музыки, песен.

Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню мамы; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока - Сорока» и т. д. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно

обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты берёза», «Я на горку шла», «Я рассею своё горе», используя элементы программы Т. Суворовой «Танцуй, малыш!» и «Топ-топ, каблучок» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен и мелодий, усложняю их. Дети с удовольствием исполняют русские хороводные песни «Во поле берёза стояла», «На горе-то, калина», «Земелюшка - чернозём». В старшем возрасте ввожу новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки.

Подбирая репертуар для исполнения и инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «Пошла млада», «Где был, Иванушка?» и т. д.

Знакомство с народными музыкальными играми и хороводами.

Пляска, как и песня, отражает представления народа о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, ставлю задачу познакомить их с наиболее характерными особенностями русской плясовой: музыка, движения, мимика с присущими им искромётным задором, в сочетании со сдержанностью и скромностью. Пляска, как и песня, отражает лучшие черты национального характера.

Малышей учу выразительно исполнять простые элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка.

В старшей группе знакомлю с более сложными движениями русской пляски:

припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др.

Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Танец

матрешек», танец «Яблочко», «Танец с платочками».

В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

С целью развития у детей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах. Детям старшего возраста очень нравится играть в ансамбле. Гармошки, аккордеон, ложки, трещотки, бубны - эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях. Мало спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Побуждаю детей к подбору знакомых мелодий и самостоятельных импровизациях на музыкальных инструментах, включаю в праздники и досуги исполнение мелодии в оркестровом исполнении.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Ежегодно и традиционно в детском саду проходят праздники: «День Матери», торжественные мероприятия, посвящённые празднованию Великой Победы, «День Защиты Детей», «День смеха», «Рождественские колядки», «Масленица» и другие.

С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным. Отдельные элементы народных костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду: пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Скоморох, роли которых играют воспитатели.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной культуры : охотно участвуют в «Осенней ярмарке», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, выполнении творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

Хорошими помощниками в работе являются технические средства обучения - музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска. В образовательной деятельности и в часы досуга дети слушают фонограммы различных мелодий, песен, народные сказки.

Наличие теоретической базы опыта:

«Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой

Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Театр - творчество - дети». Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»

Авторская программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»

«Как у наших у ворот» русские народные песни в детском саду И. Каплунова,

И. Новоскольцева

С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Наш весёлый хоровод» музыкально-игровой материал

А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»

И. Новоскольцева, И. Каплунова «Топ-топ, каблучок»

В заключение хочется вам прочитать замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали, как эти замечательные стихи перекликаются с нашим сегодняшним мероприятием.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси - уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

(Геннадий Серебряков.)

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возраста Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Короткова Ольга Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора
Опубликовано: 27 января 2023 в 13:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД