МААМ-картинки

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Юлия Кафидова
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» г. о. Саранск

Кафидова Юлия Матевосовна

Актуальность проблемы

Проблема развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста, приобрело в настоящее время особую актуальность. Л. С. Выготским и А. Л. Леонтьевым была отмечена идея «педагогики способностей», подразумевающая различные педагогические методы обучения и воспитания детей, способности которых существенно выделялись. Ведь любые способности таланты ребенка по-своему уникальны, и, несомненно, должны быть развитыми.

Публикация «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Значение использования музыки в развитии ребенка, и формирование музыкально-сенсорных способностей, трудно переоценить. Музыкальное искусство обладает огромными возможностями воздействия на личность ребенка. Занятия музыкой способствуют активизации в ребенке творческого потенциала, развитию чувственной и интеллектуальной сфер личности. Научные данные свидетельствуют о том, что чем раньше начнутся эти занятия, тем активнее будет их проявление в музыкально-эстетической деятельности детей, что в целом позитивно повлияет на процесс их приобщения к художественным ценностям мировой музыкальной культуры.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют особую и уже осознанную любовь к искусству музыки и могут быть вовлечены в соответствующую их возрасту деятельность.

Достижение обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целей музыкального воспитания дошкольников способствует становлению навыков правильного восприятия ее художественно-образного содержания, формы, способствует пробуждению потребности в постоянном общении с музыкой и желания проявить себя в этой сфере.

Процесс формирования у дошкольников понимания музыкального искусства как целостного духовного мира, отражающего действительность, способного рассказать ребенку о нем самом, возможно через развитие музыкально-сенсорных способностей. Процесс их развития заключается в постоянном упражнении детей в музыкально-перцептивных действиях при многократном их повторении с целью доведения до уровня закрепленных навыков музыкальной деятельности. Это связано с тем, что музыкальное восприятие представляет собой очень сложный познавательный процесс, в котором на основе сенсорных ощущений музыкальных звуков и их ритмических и гармонических сочетаний актуализируется предыдущий жизненный и художественный опыт и возникает цепь ассоциаций, следующих за непосредственным развитием музыкальных образов, вызывающих яркие эстетические реакции.

Под музыкально-сенсорными способностями понимаются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые позволяют ребенку различать основные характеристики музыкальных звуков (высоту, длительность, силу, тембр) и обеспечивают успешность протекания процесса музыкального восприятия. Таким образом, развитые музыкально-сенсорные способности являются основой различных видов музыкальной деятельности, способствуя активному вслушиванию, обследованию музыкальных звуков в их выразительных отношениях на основе наглядно-действенного оперирования музыкальными эталонами.

Современное теоретическое понимание сущности музыкально-сенсорного развития дошкольников заключается в комплексном подходе, предполагающем одновременное воздействие на зрительную, слуховую и двигательную активность ребенка, способствующее его музыкальному развитию в целом.

Под музыкальными способностями понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Один из признаков музыкальной одаренности детей – глубокий интерес к музыке, готовность слушать ее, петь, играть на инструментах. Формирование устойчивого интереса к музыке – важная предпосылка развития музыкальных способностей. Сенсорные способности Н. Н. Мурованая определяет как «функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя» [38].

По мнению русского советского психолога Б. М. Теплова, «чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей» [9, c. 237].

Различение свойств звуков составляет основу простейших музыкально-сенсорных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе чувства музыкального ритма; высота, тембр и динамика являются основами звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Таким образом, под музыкально-сенсорными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки [2, с. 12].

Музыкально-сенсорные способности выражаются в следующих характеристиках:

– различение свойств музыкальных звуков;

– различение их выразительных соотношений;

– качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;

– выделение из комплекса других звуков;

– различение их выразительного звучания;

– воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте;

– комбинирование звуковых сочетаний;

– сопоставление с принятыми эталонами.

В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает:

– «формирование слухового внимания детей;

– концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

– умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов» [6, с. 68].

Рассмотрение музыкально-сенсорных способностей невозможно производить вне контекста особенностей общих способностей человека, определяющих развитие системы музыкальных способностей как специфической характеристики интеллекта личности. Как указывают Н. П. Витькина и О. В. Милицина, «музыкально-сенсорные способности предполагают формирование слухового внимания; вслушивание в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания; смену контрастных и сходных звуковых соотношений; различные способы обследования музыкального звучания» [4].

Структура музыкально-сенсорных способностей состоит из следующих элементов:

– звуковысотный слух;

– чувство музыкального ритма;

– тембровый слух;

– динамический слух.

Звуковысотный слух – это слух, ориентированный на высоту звука. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный. Е. Н. Федорович подчеркивает, что «звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха.

К сенсорным музыкальным способностям относится и чувство музыкального ритма. Оно имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов мироздания – от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов – и одновременно отличается от него.

Тембр и динамика представляют собой базу тембрового и динамического слуха. Тембровый слух, по мнению педагога Ю. Б. Добжанской, «подразумевает умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Педагог Н. Н. Тульнева указывает, что «динамический слух представляет собой способность определять громкость звучания и ее изменения» [10]. Динамический слух весьма зависит от уровня воспитания слуха в целом.

Итак, под музыкально-сенсорными способностями понимаются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые позволяют различать основные характеристики музыкальных звуков (высоту, длительность, силу, тембр) и обеспечивают успешность протекания процесса музыкального восприятия.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что в нем представлена методика, направленная на выявление и развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Музыкально-сенсорное развитие происходит наиболее успешно начиная с дошкольного возраста при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной их организации приводит к активизации музыкального переживания ребенка. Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество музыкального восприятия, имеется в виду:

а) различение свойств музыкальных звуков;

б) различение их выразительных соотношений;

в) качество обследования музыкальных явлений.

Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Результатом музыкально-сенсорного воспитания является определенный уровень музыкально-сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой развиваются сенсорные процессы, опыт и способности.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2024 в 12:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД