Лучший педагог года

Работа над артикуляцией с дошкольниками на музыкальных занятиях в игровой форме

Кушнарёва Надежда
Работа над артикуляцией с дошкольниками на музыкальных занятиях в игровой форме

"Работа над артикуляцией с дошкольниками на музыкальных занятиях в игровой форме"

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Невозможно представить качественное исполнение произведения без чёткого произношения литературного текста. Пение соединено со словами, смысловым содержанием текста.

Публикация «Работа над артикуляцией с дошкольниками на музыкальных занятиях в игровой форме» размещена в разделах

Вокальное искусство воздействует на человека всей совокупностью художественных и технических средств исполнения (звуками голоса, тембром, словом и др., подчёркивает смысловое и эмоциональное содержание текста в музыкальном воплощении. Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно. Для этого в первую очередь, необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом, а также безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста.

Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на уроках. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью. На начальном этапе обучения лучше всего выполнять упражнения в игровой форме и желательно перед зеркалом. Зеркало – большой помощник в работе, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего. В нем ребенок видит все недостатки проделываемого упражнения и с помощью педагога может вовремя их исправить.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Для формирования навыка артикуляции в пении необходимо учить детей:

1. мышечной свободе ротовой полости, лица и шеи;

2. положению разжатых зубов при пении гласных «о» и «а»;

3. собранности губ при пении «и» и «ю»;

4. развитию способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки.

Артикуляционные игры - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка.

Целью артикуляционных игр является формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

Пример артикуляционных упражнений для первоначального этапа обучения дошкольников :

1. Чтение скороговорок.

При этом важно следить за ритмичностью и чёткостью произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались. Скороговорки могут варьироваться по своей сложности и комбинации звуков.

а) Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

чертили чёрными чернилами чертёж.

б) Рано утром два барана барабанят в барабаны.

в) Шустрая норка прыгнула в норку

2. При выполнении данного упражнения, проговаривается, далее –пропевается слоговая цепочка на выдохе

1. Му-мо-ма-мэ-ми-мы

2. Ну-но-на-нэ-ни-ны

3. Лу-ло-ла-лэ-ли-лы

4. Ту-то-та-тэ-ти-ты

5. Ду-до-да-дэ-ди-ды

6. Ру-ро-ра-рэ-ри-ры

При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков. Так же обратить особое внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным)

3. Артикуляционная гимнастика

"Улыбочка"

Растяни в улыбке губы

И пропой тихонько:"И-и-и".

Зубки все у нас видны

Сверху,снизу,посмотри!

При выполнении этого упражнения,нужно растянуть губы в улыбке так,чтобы были видны нижние и верхние зубы

«Хоботок»

Губы вытяни вперёд,

Покажи-ка хоботок

И спокойно спой слону:

«У-у-у-у-у-у-у»

Вытянуть губы вперёд, трубочкой, зубы почти сомкнуты

«Орешки»

Лежит орешек за щекой,

А теперь и за другой.

Мой язык как белка скачет

И в дупле орехи прячет.

Рот закрыт, губы плотно сжаты. Упереть кончик языка сначала в правую щёку, затем в левую»

«Хомячок»

Жил обжора хомячок,

Делал он запасы в прок.

Щёку правую набил,

В левую переложил.

Рот закрыт, губы плотно сжаты. Надуть правую щёку, затем плавно перегнать воздух в левую щёку

«Варенье»

Мы варенье крепким чаем

Всех знакомых угощаем

С губ сотрём следы варенья

Угощенье объеденье.

Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком.

«Футбол»

Буду я в футбол играть,

Буду мяч не пропускать.

Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.

«Маятник»

Язык как маятник часов

Качаться вновь и вновь готов.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.

«Лошадка»

Причешу лошадке хвостик,

И на ней поеду в гости.

Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.

«Лягушонок»

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок,на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены.

Упражнения для мышц лица.

«Назойливый комар»

Летает по ночам

Не даёт заснуть он нам.

Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентируем.

Без ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, поэтому работа над дикцией приобретает столь важное значение. Чистота дикции помогает юным исполнителям выразительно и точно доносить свои мысли, эмоции до слушателя. Чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, безукоризненного звучания гласных и согласных, надо неустанно работать над развитием артикуляционного аппарата и его технических возможностей.

В процессе работы с дошкольниками эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становиться активным участником игры, то оставаться лишь наблюдателем, не влияющим на игровой процесс и в то же время «держащим руку на пульсе». При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого аппарата. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольникамиДидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Использование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУИспользование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУ Использование камешек марблс на музыкальных занятия в ДОУКак правило камешки марблс предназначены для игр, для развития мелкой моторики.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над артикуляцией с дошкольниками на музыкальных занятиях в игровой форме
Опубликовано: 1 октября 2023 в 11:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД