МААМ-картинки

Опыт работы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России»

Елена Сазонова
Опыт работы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России»

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

Заботливый садовник укрепляет корень,

От мощности которого зависит жизнь растения,

На протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании

У своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Опыт работы „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России“» размещена в разделах

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения, подход к личности ребенка. Современный период в Российской истории образования – время смены ценностных ориентиров. Так как негативные явления, происходящие в обществе, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Социологи отмечают тенденцию индивидуализма, бездушного прагматизма, обусловленную «негативным социальным фоном», которое оказывает сильное влияние на сознание и поведение детей. Такое положение общества заставляет обратить внимание на вопросы духовно -нравственного воспитания, на проблемы формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения. В послании Президента России Федеральному собранию было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это важный фактор развития. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».[2,с 3]. Именно образованию отводится ключевая роль в духовно -нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к человеку, к жизни в России, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовность предполагает высокие моральные установки, гражданственность, веру в светлые идеалы, чувство ответственности за то, что происходит в социуме, обществе, семье. [2, с 4]. Такую духовность надо целенаправленно формировать и воспитывать. Для воспитания внутренней культуры необходимо погружение детей в историю своего народа, в мудрость предков, красоту искусства и природы.

«Россия, Родина, Родной край», какие дорогие и близкие каждому человеку слова. Как же научить юное поколение любить свою Родину, воспитывать у детей желание детей беречь и приумножать лучшие традиции своего народа уважать самобытную культуру? Приобщение к истокам русской народной культуры, является ориентиром в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Период дошкольного детства- самый значимый в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, происходит накопление социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. [3, с. 3]

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, историю и традиции своего народа, других народов. Много нас живет на земле, и все мы разные, много народов в нашей стране, и у каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить, и понимать других людей. Поэтому самый правильный путь – возрождение забытых национальных ценностей культурного наследия русского народа.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность. Важно начинать с детского сада воспитывать интерес и положительное отношение дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности ребенка, его личностные и духовно-нравственные качества. Эта работа интегрируется во всех образовательных областях, во всех видах деятельности ребенка и является решением одной педагогической задачей обучения, и важным шагом в становлении личности ребенка. Первым шагом к приобщению дошкольников к русской народной культуре, должно быть расширение знаний о своей семье, малой Родине, изучение традиций и обычаев своего народа, праздников города, страны.

Народные традиции и обычаи веками передаются от поколения к поколению, передавая накопленную веками народную мудрость. Ценность традиций огромна, а их утрата невосполнима, если полностью будут утеряны все традиции, может встать само чувство существования народа. Знакомство с народными обычаями помогает нам понять, как жили наши предки, к чему они стремились и во, что верили. Подрастая, дети знакомятся со сказками, былинами, загадками, потешками и прибаутками, фольклором, они «живут» веками на страницах книг, в них говорится о добре и зле, правде и лжи, жалости и сострадания, в них все величие и мудрость. Наша Родина уникальна, красива и богата, и в каждом городе, селе, у каждого народа существуют свои традиции, песни, декоративно -прикладное искусство, которые передаются из поколения в поколение. Этим надо гордится и знакомить детей.

Чтобы наглядно знакомить детей с народным бытом, трудом людей в деревне, с народными традициями, в нашем детском саду есть «Поляна Сказок» : настоящая русская изба-музей, огород, сказочные деревянные герои, музыкальный островок. Здесь мы с ребятами проводим разный досуг, народные праздники. Недавно в рамках нашего проекта мы провели музыкальное развлечение «Покров-натопи печь без дров». В музее-избе дети узнают о предметах старины, готовят поделки из природного материала, изготавливают тряпичных народных кукол. На поляне мы проводили «День народных подвижных игр», на музыкальном островке- день хороводных игр, а также проводим экологическую тропу, знакомя ребят с природой родного поселка, с березкой -символом России, учим беречь родную природу.

Детство — это то, время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, с раннего детства через игры и забавы нужно учить детей уважать друг друга, быть добрым, заботливым. С самого рождения нас сопровождают самые различные праздники (крещение, именины, церковные праздники, обычаи, в которых принимают участие все, от мала до велика. [1, с. 5]. Дети всегда присутствовали на таких праздниках, веселились, знали правила поведения, значение праздничных обрядов, тем самым приобщаясь ко всему, что было для них близко и знакомо.

Сейчас нам необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями удивительной народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях, раскрыть уникальную самобытность русского народа, его традиции. Вот поэтому, важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада является воспитание у дошкольников патриотических качеств через приобщение к национальным традициям. Большое место в воспитательно-образовательном процессе занимает приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции отечественной культуры.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, мы формируем духовно-нравственного качества, развиваем гармоничную личность ребенка, уважающего обычаи, традиции и культуру нашего народа.

Русские люди всегда были миролюбивым народом. Его отличительные черты: доброта, уважение, трудолюбие, смелость, находчивость, гостеприимство, любовь к родному краю. Это находит отражение в играх, песнях, пословицах. Русские люди всегда были миролюбивым народом, они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья, создает своеобразный защитный круг, через которое не проникает зло, поэтому самыми общепринятым приветствием остаются слова «здравствуйте», «будьте здоровы», «мир вашему дому». Пожелание здоровья — это не только признак хорошего воспитания, но и проявление уважения к окружающим, доброго отношения. Поэтому и с детьми нужно разговаривать, общаться доброжелательно, в теплой семейной обстановке.

Привлечение родителей в нашей работе является одной из главных задач нравственно-духовного воспитания детей в нашем ДОУ.

Народная мудрость, народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры. Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, усвоения опыта старших поколений, через обряды передавался значительный объём знаний. Большой любовью в народе пользовались : Успение, Покров, Вербное воскресенье, Крещение, Рождество, Троица и т. д. [1, с 7]. Одним из средств передачи традиции являются песни, которые сопровождают человека от рождения до смерти, поэтому их можно классифицировать по возрастному признаку : колыбельные, детские, молодежные, по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, игровые и т. д.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, быть сильными, ловкими, смелыми. Игра была спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

В народных играх сохранился колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра -удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Воспитательное значение русских народных игр трудно переоценить, поэтому воспитатель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. Знакомство со сказками своего народа, должны обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка, так как дети и сказки созданы друг для друга. Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитывали в себя культуру народа, в которых отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир сказок показан противоречивым и многогранным, многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Слушая сказки, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду, сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Для успешного решения нравственно -духовного воспитания необходимо следующее:

- создание системной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников соответственно возрасту детей;

-установление сотрудничества с другими учреждениями социума.

Из всего выше сказанного, можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми :

1. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, формировать чувство причастности к истории Родины.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров, которые являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятия красоты природы, изделий традиционных народных промыслов, картин русских художников. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам прикладного искусства.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера русского народа, знакомить с выразительностью родного языка.

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство с русскими народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С ними можно провести беседы о нашей огромной могучей стране, о богатстве природы и недр.

Давайте любить историю и традиции своей страны! Главная задача - это передать все это детям и прочувствовать это все со своими детьми. И если каждый из нас начнет ценить то, что мы с вами имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия чтоб это все сохранить, то нас, несомненно, ждет светлое будущее!

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Консультация на тему «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей к калмыцким народным традициям»Проект «Приобщение детей к калмыцким народным традициям» Актуальность: В настоящее время в молодых семьях забыты традиции и обычаи, на родном языке разговаривают немногие. Поэтому возникает вопрос:.

Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона»Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона» ПРОЕКТ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона"Автор.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Сазонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 22:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД