Лучший педагог года

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм

Лара Солдубаева
Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема дошкольного образования – проблема приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры. Обосновывается использование малых фольклорных форм в приобщении детей раннего возраста к народной мудрости в режимных моментах.

Публикация «Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах

Ознакомление с народной культурой имеет большое значение для воспитания ребенка как личности. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, необходимо начинать с раннего возраста.

На наш взгляд, эффективным средством развития представлений о социокультурных ценностях и духовно-нравственного воспитания детей в период раннего детства является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Нашу работу по ознакомлению детей с русской народной культурой, мы начали с подготовки предметно-развивающей среды.

Наш книжный уголок мы пополнили русскими народными сказками; создали картотеку с потешками, прибаутками, загадками, приговорками. Подготовили тематический альбом «Русский народный костюм», где дети рассматривая иллюстрации, знакомятся с элементами костюмов (сарафан, платок, рубаха, лапти). Для инсценировок сказок или потешек по мотивам фольклорных произведений в уголке выставлены игрушки-персонажи, куклы «Би-ба-бо», различные виды театров и красочные ширмы, выполненные в русском народном стиле.

Для ознакомления детей с русской народной музыкой, мы пополнили музыкальный уголок народными инструментами : деревянными ложками, бубенцами и трещотками.

В физкультурном уголке мы уделили особое внимание народным играм.

Нами собрана картотека народных подвижных игр и физкультминуток, а так же разнообразные атрибуты.

Мы считаем, что музыкальные досуги и развлечения положительно влияют на развитие познавательного интереса у детей к русской народной культуре, где дети познакомятся с народной игрушкой, с предметами русского народного быта, с песнями.

На протяжении всего времени пребывания малышей в группе мы широко используем фольклор в разных режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, играют, занимаются самостоятельной деятельностью. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее.

Утром, некоторые дети с неохотой заходят в группу, поэтому нами используются знакомые потешки или куклы из театра «Би-Ба-Бо». Например

читая потешку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший,

Сашенька – пригожий.

Можно вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста. Это создает хорошее настроение и желание играть и общаться.

Воспитывая у детей культурно-гигиенические навыки, мы стараемся вызвать у детей положительные эмоции вот такой потешкой:

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется.

Прием пищи очень важный момент в жизни каждого малыша, поэтому чтобы прием пищи был непринуждённым, мы используем прибаутки и потешки.

Умница Варенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

Процесс одевания и раздевания детей на прогулку и дневной сон, сопровождаем прибаутками, поощряя стремление детей к самостоятельности.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять!

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку одевай.

Укладывая детей на дневной сон, мы стараемся создать ощущение домашнего тепла и уюта, напеваем тихую колыбельную песенку или используем аудиозаписи.

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать.

У детей раннего возраста осуществляется постепенный подъем после дневного сна, нами регулярно используются потешки для подъёма детей.

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

На протяжении всего года, нами активно ведется работа с родителями по этой теме. Мы считаем, что только совместная работа с родителями поможет привить у ребенка интерес и любовь к богатству и красоте русской народной культуры.

Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:

Публикация Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лара Солдубаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре посредством малых фольклорных форм
Опубликовано: 24 марта 2024 в 15:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД