Лучший педагог года

Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка

Ольга Исаченко
Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка

«Повышение уровня компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка»

Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня компетенций педагога в образовательной организации.

Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Примитивный же труд формирует и примитивную личность. Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.

Публикация «Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка» размещена в разделах

Чтобы получить такого педагога, воспитателя его нужно растить, развивать.

Система Российского образования на современном этапе развития переходит со знаниевого уровня на компетентностный. Как следствие, возрастают и профессиональные требования к исполнителю поставленных модернизацией задач - педагогу, а именно происходит смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности. Профстандарт определяет объективные требования к трудовым функциям педагога, действиям, знаниям, умениям, т. е к уровню профессиональной квалификации. Деятельность педагогов будет оцениваться с позиции компетентностного подхода, при аттестации педагогу нужно будет продемонстрировать как он справляется с профессиональными задачами, показать свои знания в способах деятельности.

ПРИМЕР. Педагог (воспитатель) очень грамотный, хорошо знающий свой предмет, но имеет трудности в передаче своих знаний, сложности в коммуникации, не владеет умением удерживать внимание коллектива. Авторитарен или наоборот использует либеральный, попустительский стиль. Насколько его можно считать компетентным педагогом? Какова будет результативность его труда?

Заданный темп введения новаций в образовательный процесс далеко не всегда соответствует возможностям педагога в реальных условиях работы. Поскольку для выполнения поставленных задач педагог должен обладать достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Для реализации этого направления ставится задача обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Так как в современных условиях высок спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. А если педагог сам себя никак не выражает, не развивается, не проявляет свою индивидуальность, может ли он выявить индивидуальность ребенка и способствовать его развитию? Как показывают результаты исследований, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

Современная ситуация показывает низкий уровень психологической компетентности педагогов, работа которых не ориентирована на учёт психологических состояний детей, на своеобразие детских мотивов учения, труда и поведения, внутриколлективных отношений, делает эту работу во многом формальной и порождает в образовательной среде негативные явления.

Вывод: необходимо повышать свой профессионализм, развивать психологическую компетентность. Эту задачу предлагаем решать в процессе наших дальнейших встреч (4-5 встреч в текущем учебном году, с использованием системы тренинговых занятий, семинаров-практикумов.

Определимся с основными понятиями.

Компетентность-способность эффективно применять знания и навыки на практике. Уровень компетентности определяют - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

Психологическая компетентность-умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития. Высокий ее уровень позволяет успешно управлять в системе «человек-человек».

Индивидуальный стиль- уникальный и устойчивый способ действий человека. Отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всем его поведении.

– не путать с темпераментом (врожденные особенности)

Он складывается, под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, под воздействием наблюдения со стороны ребенка за взрослыми людьми и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методом проб и ошибок ребенок приходит к тому, что особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.

Условия формирования и развития психологической компетентности педагога

Для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.

1. Педагогический такт - это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое

2. Умение найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.

5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.

7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

10. Способность педагога к сотрудничеству, т. е. уметь формулировать свою точку зрения, слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.

11. Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.

В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.

Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Представим портрет высококомпетентного педагога (2 группы, воспитатели и педагоги представляют на ватмане).

Итог:

Высококомпетентный педагог - это педагог с особым видом мировоззрения, умеющий принимать требования современной социальной реальности. Психологическая компетентность педагога заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.

Узнаем насколько мы творческие, креативные?

Тест Торренса.

Личностный дифференциал.

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности ребенка

I. Индивидуальный стиль образовательной деятельности ребенка начинается с педагога. Воспитание и обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. В настоящее время с возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного педагога искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника (ученика) организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности, а также важно знать, кто перед ним:

• сенсорик или интуатив;

• экстраверт или интроверт;

• левополушарный или правополушарный тип;

• сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;

• каков уровень его познавательной потребности (УПП);

• какая степень мотивации к обучению.

• находится ли ребенок в нормальном тонусе (вегетативном, эмоциональном, физическом, психическом).

Когда у педагога будет такая информация о каждом его воспитаннике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности, создать ситуацию успеха, которая и будет двигателем развития ребенка.

Публикации по теме:

Мастер-класс как средство развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей Сегодня, как показала практика, современные педагоги стремятся к повышению своих профессиональных компетенций. Работая с современными детьми,.

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов» Деловая игра для воспитателей. "Повышение экологической компетентности педагогов" Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «СЕМИЦВЕТИК» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития Источник успеха человека в жизни, это его здоровье, а здоровье начинается с детства. Здоровье ребёнка, самое ценное, что есть у его родителей.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта Большева Т. А., старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №91», г. Новокузнецк Корольчук Е. А., заведующая МБ ДОУ «Детский сад №169», г.

Протокол педсовета «Повышение компетентности педагогов и родителей по формированию культуры общения у дошкольников» «Повышение компетентности педагогов и родителей по формированию культуры общения у дошкольников». Повестка дня: 1. Проверка выполнения.

Библиотека изображений:

Публикация Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Исаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка
Опубликовано: 19 марта 2019 в 12:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД