МААМ-картинки

Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ

Наталья Мишукова
Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ

Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования

целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу

которых относится инициативность. Инициативность традиционно трактуется

как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным

начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в

деятельности

Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития

Публикация «Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ» размещена в разделах

самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития

личности дошкольника признается большинством исследователей, однако

единого понимания термина инициативность в настоящий момент в науке не

существует.

Как правило, в педагогической литературе инициативность определяется

как качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение

познавательных интересов и потребностей. По мнению Ильина Е. П.

инициативность является частным случаем проявления самостоятельности

личности Година Г. Н. и Елисеева З. Н. рассматривают самостоятельность в

качестве одного из критериев инициативы

Вслед за коллективом авторов “Справочника по психологии и психиатрии

детей и подростков” мы определяем инициативность как характеристику

деятельности, поведения и личности человека, означающую его способность

действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности –

поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Формирование

инициативности в этой связи предполагает превращение деятельности

дошкольников, которую они организуют совместно со взрослыми (как реакция

на внешние стимулы, в их самодеятельность (по внутреннему побуждению).

На практике инициативность проявляется в повседневном поведении

ребенка: инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет

самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может

самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить

интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного

формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской

инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в

обучении.

Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом

Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного

Образования. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание

ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом

образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и

как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников

должна поддерживается в различных видах культурных практик –

разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на

текущих и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной

деятельности.

Среди культурных практик традиционно выделяют следующие виды:

поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности,

экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование,

творческая деятельность.

Рассмотрим способы поддержки детской инициативы и

самостоятельности ребенка на примере организации в ДОУ различных

культурных практик.

Таким образом, педагогическая практика подтверждает факт

целесообразности использования культурных практик в ДОУ, направленных на

поддержку детской инициативы и, как следствие, развитие социально значимого качества личности - инициативности. Важными условиями

поддержания и развития детской инициативы являются правильно

организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее

содержательное наполнение, а также грамотная организация совместной

практической деятельности взрослых и детей.

В заключение отметим, что занимающая важное место в структуре ФГОС

ДО поддержка детской инициативы является залогом успешного развития

таких социально-значимых качеств ребенка, как инициативность,

самостоятельность и способность брать на себя решение задач, обладающих

просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с

позиции должного

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ
Опубликовано: 20 мая 2022 в 15:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мишукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД