Получи документы

Пение как одно из средств коррекции заикания

Лариса Казанцева
Пение как одно из средств коррекции заикания

На современном этапе концепции интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране в соответствии с ФГОС. В современной практике дошкольного образования наблюдается то, что детей имеющих общее недоразвитие речи с каждым годом становиться все больше.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом, психомоторном развитии. Могут отмечаться не сформированность мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп, ритм.

Публикация «Пение как одно из средств коррекции заикания» размещена в разделах

Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой, которая не дала мне покоя. Я занимаюсь с вокальной группой детей с 4 лет. Развивая музыкальные способности у детей, я обращала внимание на коррекционную работу в речи. Кто-то из воспитанников не выговаривал звуки, буквы, кто-то был замкнутым, а кто-то не слышал ритм и темп, кому-то довались движение и пение очень сложно. Но вдруг одна из девочек начала заикаться.

Конечно же, это меня насторожила, я стала искать причину, и как это можно исправить.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы.

Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина, либо с вынужденными паузами (м….ашина);

тревога, беспокойство, напряженность перед речью;

безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;

прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается?

Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Почему ребенок стал заикаться?

Причинами этого могут быть:

эмоциональные и информационные перегрузки;

перенесенные болезни и осложнения после них;

подражание заикающимся близким;

врожденная слабость органов артикуляции;

наследственность;

травмы при родах;

тяжелые инфекционные заболевания;

органические нарушения в работе головного мозга.

Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т. е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности.

Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребёнка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться.

Ребё нок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание.

Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребёнка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания.

Пение это - работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам.

Научившись вокальному пению, человек получает снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Ведь доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней - получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

Используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание : музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика, игротерапия.

Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Музыкальные занятия с проблемами заикания проводятся три раза в неделю. На каждом занятии воспитывается желание услышать, понять, сделать. В работе используются разные виды занятий:

традиционное, где решаются задачи с использованием разных видов музыкальной деятельности;

доминантное - на протяжении всего занятия ведется работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;

тематическое - все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например теме «Зима»;

комплексное - где одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда.

Положительный результат в исправлении заикания у детей полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях. Методы обучения и воспитания заикающихся детей применяются в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Положительная мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами, как:

показ готового образца (исполнение песни);

использование занимательных вокально-хоровых, артикуляционных упражнений;

применение игровых ситуаций;

создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний, метод приучения, поощрения, убеждения;

использование специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов, ТСО;

наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.

Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с заикающимися детьми, т. к. ощущение успеха рождается, когда ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, пассивность, прикладывая к этому усилия.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребёнка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности.

Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание.

Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании.

Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох.

Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи.

Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняли и показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перейти к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравится, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняли смысловое значение слов. Проговаривали слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Пели с голоса a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Играли в игру «Угадай-ка?» - детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включали дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывали, отстукивали, притопывали ритмический рисунок слов, фраз, попевок, вступлений к песням, в проигрышах песен. Использовали деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учили детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений использовали игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагали детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

Для повышение качества профилактической работы для родителей (законных представителей) были сделаны буклеты и папка передвижка.

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для родителей «Природа заикания»Консультация для родителей «Природа заикания» Цель: познакомить родителей с причинами заикания и путями его преодоления. Русский психиатр И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью»,.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Библиотека изображений:

Публикация Пение как одно из средств коррекции заикания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Казанцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пение как одно из средств коррекции заикания
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 05:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД