Папки-передвижки

Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста

Лих Ирина Владимировна
Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста

«Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

СЛАЙД 1.

Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом к образованию таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Педагоги и психологи детских садов находятся в постоянном поиске новых, наиболее продуктивных методов и технологий для успешного развития детей.

СЛАЙД 2.

Цель мастер-класса:

Публикация «Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Повышение компетентности педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннего возраста

Задачи:

1. Закрепить знания педагогов о значении пальчиковых игр, направленные на развитие детей раннего возраста и использование их в условиях детского сада.

2. Показать способы проведения пальчиковой игры.

3. Познакомить с правилами проведения пальчиковой игры.

СЛАЙД 3.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика, поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. СЛАЙД 4.

(Указкой показать и прокомментировать слайд №4)

СЛАЙД 5.

Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»

Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в наших занятиях с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовать разнообразную игровую и образовательную деятельность.

СЛАЙД 5.

В древности на Руси наши предки детей пестовали. СЛАЙД 6. (Читать со слайда)

Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка, и настройки ребенка на биополе Земли. На Земле в се подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. Оказывается, все старославянские «игры для самых маленьких» и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. Если сказать проще, то это точечное воздействие на организм.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

СЛАЙД 7.

(ФОТО 1) Если вы посмотрите на кисти своих рук, то увидите, что там расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. (ФОТО 2) А теперь посмотрите на этот рисунок. (комментировать слайд)

Глядя на проекцию ладони мы с вами разберем одну хорошо всем известную пестушку «Сорока – белобока».

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока». Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони, стимулируя работу ЖКТ малыша. Дело в том, что в центре ладони находится проекция тонкого кишечника (обратиться к СЛАЙДУ 7, фото 2). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки. (О профилактике запоров).

Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки - белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, поэтому, чтобы активизировать деятельность мозга, большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить». Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Игра «Ладушки»

Хироманты - это люди, которые гадают по ладони.

СЛАЙД 8.

(ФОТО 1) Зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. (ФОТО 2) А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается".

(ФОТО 3) Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, собственной ладошке, к голове или (ФОТО 4) к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки".

- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.

- Что пили? Бражку! - еще раз.

- Попили, поели! Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно вам теперь, почему игра называется "ладушки"? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова "ладонь"? Центр наладки!

Игра «Три колодца»

Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее, она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на «легочном меридиане» - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца :

- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы.

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких") :

- Здесь вода горячая.

- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чувства рук.

Принимая детей в ясельную группу от года до двух лет, мы предполагали и понимали, что дети будут скучать по родителям и, естественно, плакать. Чтобы как-то сгладить этот момент, мы подготовили богатую фонотеку детских песен, произведения классической и релаксирующей музыки. Но мы заметили, что особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает настроение.

Сегодня мы хотим представить вам несколько игр, связанных с водой, а вам побыть в роли детей ясельной группы.

СЛАЙД 9.

Игра «Шлёпы, шлёпы…» (хлопают руками по воде ( инвентарь: таз, тёплая вода)

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будут детки мыться.

Игры с губками. (рассказать пред историю)

Игра «Мыло» ( инвентарь: «мыло», вырезанное из поролоновой губки, таз, теплая вода)

Мыло прыгает, как блошка,

Р-раз – и нет его в ладошках.

Из-за этого мне, братцы,

Очень трудно умываться!

Игра «Киска» ( инвентарь: «мыло», вырезанное из поролоновой губки, таз, теплая вода).

Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький.

Сядет – умывается, лапкой утирается.

«Мур-Мур-Мур!»

(2-3 раза мягкой губкой проводить по наружной поверхности от кончиков пальцев до лучевого сустава и обратно, затем ребёнок проводит сам)

Игра «Рыбки» ( инвентарь: «рыбки», вырезанные из поролоновой губки разного цвета, таз, теплая вода).

Вот прозрачная водица,

Ну-ка, кто там в ней резвиться?

Рыбки, рыбки там резвятся

И уплыть от нас стремятся!

Здесь одна, а там другая

Вот так шустрая какая!

Вот рыбешку я поймал (а,

С ней немного поиграл (а).

Игра «Ноги ходят по дороге.» (разминание бугорков пальцев ворсом зубной щётки)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

Игра «Комарики»

Ваши руки расслаблены и приподняты. Ладошки немного раскройте, пальчики вверх, будто держат небольшой мячик.

Вращайте кистями рук и пойте:

Дарики – дарики!

Летели комарики!

Сложить указательный и большой пальчики вместе и «летайте»

Вились, вились,

Вились, вились!

Тут комары зазвенели, а вы запели:

З-з-з-з!

А ваши сложенные пальчики теперь летают всюду очень быстро!

И … в ушки вцепились!

Тут же вцепляетесь в ВАШИ ушки и показываете малышу: «Вот как вцепились!»

Игра учит : ритмично двигаться; развивает точное движение пальцев рук; учит называть части своего тела.

Игра «Жучок»

Можно играть стоя, сидя, бегая…. Для начала зажужжите как жук – громко «Ж-ж-ж!». Скажите: «Вон, вон, смотри! Жук летит!» и показывая пальцем, следите «как летает жучок» : «Вот – полетел!»

Желтый маленький жучок

Полетел, зажужжал – ж-ж-ж!

Золотого жучка

Теперь резко взмахните рукой и «поймайте жука». Ваша ладонь при этом сжалась в кулак. Захват при этом должен быть крепким и быстрым – чем крепче сжат кулак, тем больше пользы от упражнения!

Я ладошкой поймал – ж-ж-ж!

Вот «жук пойман», и теперь он «жужжит» в вашем крепко зажатом кулачке: «Ж-ж-ж!». Поднесите кулак к уху и послушайте: «Жужжит!», не забывая при этом «жужжать».

Слушай, слушай, как жучок

Мой щекочет кулачок – ж-ж-ж!

После этого можно сказать: «Лети, жучок!» - и раскрыть ладошку. Сделать это медленно, без напряжения. Помашите вслед «улетающему жуку» : «До свидания, жучок!»

Разожму я кулачок –

Улетай скорей, жучок! Ж-ж-ж! –

До свиданья!

Игра полезна : тренирует мышцы рук; стимулирует развитие речи; учит правильно произносить звук «ж».

Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения с взрослыми. А так же мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.

(На фоне музыки)

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Рефлексия.

На заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение

- был ли для вас представленный мастер-класс актуален?

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста
Опубликовано: 4 января 2021 в 17:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД