Папки-передвижки

Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника

Анна Стецко
Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника

Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требованиям:

1. единства содержания и музыкальной формы;

2. соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

3. доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.

При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению

Публикация «Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника» размещена в разделах

воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что

она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности

ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки --значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску, который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной. Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности.

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар. Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего :

подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;

разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью тематическим планом ДОУ, современными запросами ребенка-дошкольника.

Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.

Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны -- ласковые и напевные, веселые и подвижные

К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.

В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.

Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются.

Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.

Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 60-е г. прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребуемый и поныне.

Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей? Какие требования предъявляет детский голос к репертуару?

«Я не мелодист как Глинка. Мне легче написать симфонию, состоящую из 88 звуков, чем песенку из 7-8 тонов», - признавался С. Прокофьев.

Помимо высокой художественности, доступности текста к детской песне предъявляется ряд вокальных требований.

1. Учет диапазона детского певческого голоса (диапазон - расстояние между нижним и верхним звуками).

Диапазон голоса охватывает: в 2 года - 3 звука (ми - соль первой октавы); в 3 года - 4 звука (ми - ля первой октавы); в 4 года - 6 звуков (ре - си первой октавы); в 5 лет - 8 звуков (ре первой октавы - ре второй октавы); в 6 лет - 10 звуков (до первой октавы -ми-бемоль второй октавы).

2. Учет направления мелодии. Мелодия в песне может иметь разные виды направления (рисунок) : горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В дошкольном возрасте рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное нисходящее и волнообразное направление.

3. Продолжительность музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания ребенка музыкальные фразы в песнях для детей должны быть непродолжительны.

Продолжительность пения на одном дыхании составляет: в 3 года - 1 такт (2 с); в 4 года - 2 такта (4 с); в 5 лет - 3 такта (6 с); в 6 лет - 4 такта (8 с).

4. Учет интервалики. Детям дошкольного возраста доступны интервалы : секунда, терция, кварта, квинта. Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата.

5. Учет вокальности текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т. е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.

Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений.

Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет свои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д.. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.

Последнее требование к произведениям, включенным в программу,-- быть доступными для детского восприятия и исполнения.

Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста.

Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми. Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Музыка «взрослых», соответствующая требованиям детской исполнительской деятельности, в большей степени используется в музыкально-ритмической деятельности, в музыкальных играх.

Особый потенциал детского исполнительства заложен в народной музыке - песнях, попевках, хороводных играх. Эти произведения представляют собой синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Многовариационный характер народной музыки содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной исполнительской деятельности.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Консультация для родителей «Как не навредить ребёнку во время воспитательных мероприятий?»Консультация для родителей «Как не навредить ребёнку во время воспитательных мероприятий?» Нет таких детей, которые были бы идеальны, всегда слушались взрослых и не капризничали. В случае конфликтных ситуаций надо стараться действовать.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (для всех возрастных групп)Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (для всех возрастных групп) Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (Для всех возрастных групп) Доброго дня, коллеги. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Стецко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 07:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД