Получи документы

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Величко
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на тему:

«Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста»

СЛАЙД 2:

«Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю»

Конфуций.

Трудно не согласиться с высказыванием Конфуция, ведь ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

А опытно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, ведь

Дети – прирожденные исследователи…

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Опытно-исследовательская деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «как?», «почему?» и «зачем?». Ребёнок стремиться познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование.

СЛАЙД 3:

Многие классики педагогики считают детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности.

Согласно гипотезе советского исследователя - Профессора Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Подъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При осуществлении ребёнком самим практических действий с предметами происходит не только ознакомление с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. А необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.

СЛАЙД 4:

У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется, дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Проявляются попытки работать самостоятельно. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты с использованием уже готовых форм. А именно, постепенно вводить простые карточки – символы, мнемосхемы проведения опытов и исследования явлений окружающего мира.

Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления.

Их использование предполагает:

• расширение знаний об окружающем мире;

• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;

развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;

развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;

• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.

• Осуществлять эксперимент, делать выводы.

СЛАЙД 5:

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам и что такое мнемотаблица?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

СЛАЙД 6:

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

СЛАЙД 7:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы помимо экспериментальной деятельности можно использовать :

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

СЛАЙД 8:

Как применять мнемотехнику в детском саду? Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

СЛАЙД 9:

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

СЛАЙД 10:

Хотелось бы рассказать ещё о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребенка :

• для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2, на 9 клеток (-3x3);

• для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3, на 16 клеток (4x4);

• для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4, на 25 клеток (5x5).

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

СЛАЙД 11:

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание самостоятельно искать новые сведения о мире;

• появляется интерес к экспериментированию и непосредственно к проведению эксперимента;

• возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы;

• развивается речь и словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития интереса к познанию.

При подготовке выступления использовалась следующая литература:

Полянская Т. Б. Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей. – С. -Петербург, 2009.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет : из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.

Ковинько Л. В. секреты природы – это так интересно. - М. :Линка-пресс 2004.

https://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=419333

https://nevseoboi.com.ua/oboi-wallpapers/grafika-3d/page,2,1630-prazdnichnye-i-abstraktnye-fony-87-oboev.html

Автор шаблона к презентации – Коровина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»

г. Сафоново Смоленской области

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на­блюдать. В. Сухомлинский Введение. Мы живем в стремительно меняющемся мире,.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития и соответственно возникает необходимость поиска.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Конспект занятия «Извержение вулкана». Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Извержение вулкана.» Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы. Цель. Познакомить с вулканом как с природным.

Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ» МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» Мастер-класс Тема: «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ» Подготовила: воспитатель.

Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста.Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста. Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он.

Опытно-экспериментальная деятельность «Полезные и вредные продукты питания» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: показать детям опытным путем, в чем заключается польза и вред некоторых продуктов питания. Задачи: Познавательное развитие: - создать.

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс» Пояснительная записка Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям.

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста Из опыта работы- «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста». «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,.

Библиотека изображений:

Публикация Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Величко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 4 октября 2017 в 20:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД