Папки-передвижки

Конспект ОД по поликультурному воспитанию в Средней группе «Ой ты барыня-матрёшка»

Журухина Светлана Николаевна
Конспект ОД по поликультурному воспитанию в Средней группе «Ой ты барыня-матрёшка»

КОНСПЕКТ ОД

ПО ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ОЙ ТЫ, БАРЫШНЯ-МАТРЁШКА»

Выполнила: Журухина С. Н.

I квалификационная категория

МАРТ 2020 г.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

Должно быть народным»

К. Д. Ушинский

Участники: дети средней группы

Публикация «Конспект ОД по поликультурному воспитанию в Средней группе „Ой ты барыня-матрёшка“» размещена в разделах

Цель: формировать у детей представление о народной игрушке-матрешке, развитие интереса к культурным ценностям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать некоторые доступные для детей исторические сведения о ней.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

• Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

• Продолжать учить основным приёмам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание,

учить работать на заданном пространстве.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь к народному искусству, создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение доводить свою работу до конца.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Словарная работа: матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Методические приемы:

практические: словесная игра с движением, пальчиковая гимнастика, выполнение работ в технике «пластилинография»;

наглядные: просмотр презентации «Путешествие в прошлое матрёшки»;

словесные: загадки, вопросы, ответы.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира, у детей формируются умения отражать характерные особенности оформления Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Материал и оборудование: плакат с основными приёмами работы с пластилином для создания рельефных композиций, игрушка матрёшка, мольберт, заготовки матрёшек, пластилин, доска для лепки, стека, салфетки влажные.

Музыкальное сопровождение: ноутбук с заготовленной презентацией на тему: «Путешествие в прошлое: «Ой, ты барыня - матрешка», музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи матрёшки затрудняющимся детям.

Ход ОД:

1. Процесс вовлечения.

Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме входит в группу).

- Здравствуйте, ребята.

Посмотрите на меня

У меня алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Сегодня у меня очень хорошее настроение и его я хочу передать вам.

Становитесь в хоровод,

Будем веселиться

Будем вместе все в кругу

Весело кружиться.

А мы сядем на коней

По полю помчимся

Маме с папой до земли

Низко поклонимся.

2. Процесс целеполагания.

В древней Руси очень любили водить хороводы, играть по вечерам.

И в каждой избе была любимая игрушка. Угадайте какая.

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью – во второй найдешь.

Их друг, за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех – малютка, крошка.

Все вместе – сувенир ….

(Матрёшка)

Молодцы, отгадали. (Достаю большую матрёшку)

Какой русский сувенир. Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку. …В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю, их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

-А хотите узнать, как появилась матрёшка.

3. Процесс проектирования и планирования.

Садитесь поудобнее, посмотрите и послушайте мой рассказ.

Показ презентации.

- Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века.

1 - 3 слайды: Купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии в подмосковное село Абрамцево интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца ФУКУРИМИ – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

4 слайд: токарь – игрушечник Василий Звёздочкин, выточил из дерева первую русскую матрёшку, фигурки также вкладывались одна в другую.

5 слайд: художник Сергей Малютин создал эскиз для её росписи и сам расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрёшка представляла собой группу детей : восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пелёнки младенца. И назвали новую игрушку Матрёна т. к. это имя было самое распространенное на Руси. И ещё одно предположение: её название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства.

- Как вы думаете, из чего сделана матрешка?

6 слайд: Самый подходящий материал для изготовления матрёшки – сухая липа или берёза, т. к. она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом.

7 - 10 слайды: Сначала вырезается самая маленькая неразъёмная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрёшки состоят из двух частей. Одна большая матрёшка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.

- А как вы думаете, почему они такие гладкие?

Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.

Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах.

11 слайд: Родиной русской расписной матрёшки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всём мире.

Давайте рассмотрим внимательно эту русскую красавицу.

12 слайд: Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. Она живая, очеловеченная, похожа на людей. У неё всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой.

В Посадской матрёшке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно, а не в одном лишь центре. От того Сергиево-Посадскую матрёшечку хочется вращать, разглядывать.

Эту Сергиеву Посадскую матрёшку раскрашивают гуашевыми красками, простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета, в Нижегородской области матрёшка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрёшка обязательно держит букет цветов.

13 слайд: Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные.

Воспитатель : Дети, матрёшки хотят поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшками?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель даёт каждому матрёшку в ладошки детям).

Речевая игра с движением

«РУССКИЕ МАТРЁШКИ»

Взяли дети в руки русские матрёшки

Быстро завертелись детские ладошки.

Вот какие, вот какие маленькие крошки

Вот какие, вот какие русские матрёшки

Пр. руку. с матрёшкой держат перед собой. Кисть пр. р. разворачивают вправо, влево.

Прогуляться вышли куколки-матрёшки

Наши ножки ходят по прямой дорожке

Вот какие, вот какие маленькие крошки

Вот какие, вот какие русские матрёшки.

Пр. руку с игрушкой, дети передвигают по лев. руке, которая находится в гориз. пол. Выполняют притопы ногами. Кисть пр. р. разворачивают вправо, влево.

Спрятались за спину куколки-матрёшки

Захотели в прятки поиграть немножко.

Вот какие, вот какие маленькие крошки

Вот какие, вот какие русские матрёшки.

Дети прячут руки за спину. Дети покачивают головой

Машет всем платочком куколка-матрёшка

А потом ложится, отдыхает крошка

Баю-баю, баю-бай, маленькие крошки

Засыпают, засыпают русские матрёшки

Кисть пр. р. наклоняются вверх, вниз. Дети складывают руки «палочкой», тихо ими покачивают.

( В конце игры дети подносят указательный палец левой руки к губам и тихо произносят: Тсс)

14 – 15 слайды:

дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».

(Дети выполняют задание, выставляю корзинку с заготовками матрешек)

4. Процесс осуществления деятельности.

Воспитатель : Молодцы, справились. Ребятки, посмотрите какая красивая корзинка. Посмотрим, что лежит в корзинке? А ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки (достаю из корзинки заготовки матрёшек).

Воспитатель : Какие матрёшки?

Ответы детей: Грустные, печальные.

Воспитатель : А почему грустные, как вы думаете?

Ответы детей: Не украшенные, не красивые.

Воспитатель : А помочь мы сможем нашим гостям?

Как поможем, что сделать надо? Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, а сейчас, я приглашаю вас в свою мастерскую народных умельцев. Заготовки матрёшек у нас есть, и мы попробуем помочь нашим матрёшкам и украсим их платочки и фартучки. Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее. Но прежде чем начать работать в мастерской, мы должны подготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя

(ритмично сжимают пальцы на обеих руках).

Постановка проблемной ситуации

Воспитатель : приступим к рисованию.

Ребята обнаруживают, что баночки с краской пустые.

- Чем же ещё можно рисовать?

Ответы детей: Пластилином

Воспитатель : Действительно мы же умеем с вами рисовать пластилином. Как называется эта техника?

Дети: Пластилинография.

Воспитатель : Молодцы.

Начнём оформлять сарафан матрёшки. Сначала нужно сделать цветок посередине сарафана. Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина, скатать из него маленькую колбаску, и придавить ее к сарафану матрёшки, таким образом сформировать цветок. Далее добавим зелёных листочков, для этого отщипнуть маленький кусочек зелёного пластилина, скатать колбаску и придавить около цветка. Стекой сделать штрихи, выделить лист. Потом отделить подставку, взять небольшой кусочек пластилина раскатать тонкий жгутик, и придавить к матрешке. Теперь добавляем узор по низу. Скатать шарики и придавить, по верх шариков сделать шарики поменьше, тем самым сделать узор ярче. Потом нужно закрасить косыночку матрёшки. Для этого отщипнуть пластилин маленькими кусочками и размазать по шаблону. Добавить ещё узор и матрёшка готова!

После того как дети с воспитателем вспомнили все этапы выполнения работы, включаю спокойную музыку, и дети приступают к выполнению работы.

Дети работаю самостоятельно. При необходимости оказываю индивидуальную помощь.

5. Процесс рефлексии.

почему? (ответы детей). Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить

матрешек? Я предлагаю украсить сарафаны матрешек цветочками.

Дидактическая игра «Укрась сарафан» Дети садятся за столы.

Воспитатель : Посмотрите, какие красивые матрёшки у вас получились!

Кому вы их покажите и о них расскажите? А что вы о них можете рассказать? (Ответы детей).

Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу

- Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового.

- Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрёшка родом из Японии.

- Назовите самый главный секрет матрёшки? Эта кукла с сюрпризом: внутри большой матрёшки сидит матрёшка поменьше, а в той ещё и ещё.

- Кто выточил первую русскую матрёшку? Токарь по дереву Василий Звездочкин, фигурки также вкладывались одна в другую.

- Кто расписал первую матрёшку? Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрёшка представляла собой группу детей : восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца, назвали новую игрушку Матрёна.

- Из какого материала изготавливали игрушку? Изготавливали кукол из сухой липы или берёзы.

-Кем вы сегодня были?

Дети: художниками.

Воспитатель : что вы расписывали и чем?

Дети: матрёшек, пластилином.

Воспитатель : вам понравилось?

Дети: да, было интересно.

Воспитатель : а что вы с ними будете делать?

Дети: играть.

Воспитатель : а где они будут у нас жить?

Дети: у нас для них есть дом – мини-музей «Барыня-матрёшка».

Воспитатель : молодцы, мы пополним наш мини-музей матрёшками и чтобы они не скучали, будем с ними играть.

Сегодня, мы встретились с Матрёшкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа. Их дарят гостям других наций.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Вы такие все молодцы, умельцы, очень весёлые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети. До свидания, ребята.

Информационные источники:

1. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», -М. : Изд-во ЦГЛ, 2005.

2. Бердникова Н. В. Веселая ярмарка. — Ярославль: Академия развития. 2005.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2 Издательство: Скрипторий – 2003 Год: 2008

4. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, М. : АРКТИ,2005

5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. — М. : ТЦ «Сфера», 2010.

7. «Мы весёлые матрёшки» : О. Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

8. Знакомьтесь: матрёшка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования «Дымковская барыня» во второй младшей группеКонспект НОД по аппликации с элементами рисования «Дымковская барыня» во второй младшей группе Цель: украсить плоскостной силуэт барыни дымковскими узорами посредством аппликации и рисования. Задачи:Формировать у детей представления.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Русская матрёшка». Цель: воспитывать интерес к народному.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия по лепке «Матрёшка» в средней группе Программное содержание. Познакомить с русской народной игрушкой - матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом,.

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материаловЛепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материалов Цель: познакомить детей с лепкой дымковской игрушки – Барышни, из пластилина и подручных материалов. Задачи: развивать желание лепить.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ОД по поликультурному воспитанию в Средней группе «Ой ты барыня-матрёшка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Журухина Светлана Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ОД по поликультурному воспитанию в Средней группе «Ой ты барыня-матрёшка»
Опубликовано: 12 октября 2023 в 22:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД