Папки-передвижки

Опыт работы «Нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства» в ДОУ

Нина Александровна Сизикина
Опыт работы «Нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства» в ДОУ

Автор: Сизикина Н. А. – музыкальный руководитель структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»

МБДОУ «Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»

Образование: средне-специальное, диплом с отличием Я №288900, дата выдачи 30.06.1979; высшее,учитель русского языка и литературы МГПИ им. М. Е. Евсевьева, диплом МВ №221128, дата выдачи 5.07.1985г

Общий педагогический стаж: 40лет

Педагогический стаж в данной образовательной организации: 1 год

Публикация «Опыт работы „Нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства“ в ДОУ» размещена в разделах

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» В. А. Сухомлинский

Музыка создает чувства, которых нет в жизни. Станислав Виткевич

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека

Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

Д. Шостакович.

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Ребенок - дошкольник накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие.

Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности будет создано эстетическое сознание, это станет отличной базой для последующего духовного становления.

Музыкальная культура начинает формироваться в детстве. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Музыкальный язык, имеющий общую с речью природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства. В семье ребенок слышит колыбельные песни матери, народную музыку. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном

возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В связи с этим возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

В процессе обучения мы должны воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу. Только тогда мы сможем выполнить свой долг по отношению к тем, кого развиваем и учим. Возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества в настоящее время связана именно с нравственным воспитанием.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Зачем нам нужно нравственное воспитание дошкольников?

Могу с точностью сказать, что не все дети интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры ездят очень редко, слушают чаще всего современную музыку. Тема, выбранная мною, является очень актуальной в воспитании дошкольников на современном этапе развития общества. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду, слышат и наши дети. Её ритмы «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Родители и педагоги должны сделать все

возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку. Искусство – одно из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Главная цель моей работы состоит в том, чтобы воспитанники полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью. Русский мыслитель В. Г. Белинский писал: «В детях, с самых ранних лет, должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе – тем лучше».

Музыкальные занятия являются островком, где от гибели спасаются доброта, любовь, сострадание, совесть, бескорыстие, чувство долга, патриотизм и многое другое, им родственное.

От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека», – сказал Б. М. Неменский, педагог в области психологии художественного образования и воспитания. Нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого человека. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности». Главное – не только «обучать», но и обеспечить «влияние» на нравственность. Конечная цель музыкального воспитания в сфере общего развития ребенка состоит, прежде всего, в области морали, нравственного совершенствования.

Теоретическая база опыта.

В работе с детьми по нравственному воспитанию средствами музыкального искусства мне помогла следующая литература:

1. «Детство» - общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе, З. А. Михайлова.

2. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.

3. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников», «Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2

4. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры», «Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

5. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания», Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

6. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников», Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

7. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве», «Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

8. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко», «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4

9. Тютюнникова Т. Э «Элементарное музицирование с дошкольниками» 2004

10. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999.

11. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ. – М., 2000.

12. Зимина А. Н. Народные игры с пением. – М., 2000.

13. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры под ред. и сост. Т. В. Похитайло. – Омск, 2011.

14. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. Л. Князевой. – М., 2004.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Как педагогу, мне не безразлично какими вырастут наши дети, будут ли они иметь музыкальное образование, народные корни, раскрывающие красоту души своего народа. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю приобщению детей к произведениям народного творчества. Их сила воздействия возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности ребенка. Исходя из этого, я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, частушек, плясок, хороводов, музыкальных игр, а также активно включались в работу на занятиях и в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.

Интеграция духовно-нравственного компонента в музыкальную деятельность происходит посредством проведения мной тематических занятий, досугов и праздников, посвящённых событиям ГКК.

Все досуги и праздники разнообразны по содержанию и форме. В них вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные, православные и современные песни, а также танцы, игры, инсценировки, что позволяет детям получить незабываемые яркие впечатления.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Участвуя в вебинарах Михаила Семеновича Казиника, я научилась подходить к своей работе по-новому, нетрадиционно, как говорят сейчас. М. С. Казиник умеет в каждом ребенке видеть индивидуальность, ту изюминку, которая делает ребенка личностью необыкновенной, одаренной. А главное, что у него особый подход к каждому ребенку, потому что он чувствует его душу и понимает его внутренний мир.

В воспитании музыкой он видит совершенствование человека, его нравственный стержень. Он сравнивает музыку с молитвой, с великими звуковыми волнами Вселенной, которые спасают от агрессии, несут свет любви к ближнему. Михаил Семенович выразил мысль, что «музыка – самая главная дисциплина. В ней и математика, и физика, и гармония, и красота».

Мне понравился его подход к музыкальному развитию ребенка, его способностей, первых шагов в музыке, творческого подхода к ребенку как личности. Методику его работы с детьми я переняла и почувствовала, что дети меня стали лучше понимать.

Михаил Семенович считает, что его задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства : поэзии, музыки, литературы… «Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – говорит Михаил Семенович. Я в восторге от его методики и во многом теперь опираюсь на неё. Педагог, автор уникальной методики воспитания детей : «Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова».

Он считает, что «нужна школа нового типа, школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение», то есть интеграция и уникальность – вот что он считает главным в музыкальном развитии детей.

18 декабря 2019 года я провела открытый просмотр интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию «Времена года». Применение мной интеграции на музыкальных занятиях обеспечивает разностороннее развитие личности ребёнка. Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребёнка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребёнка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных технологий, способствуют развитию детской музыкальной одаренности и развития творческого потенциала.

Также духовно-нравственный компонент интегрирую и в кружковую деятельность. В детском саду действует созданный мною вокальный ансамбль «Серебристый голосок». Я как руководитель кружка использую в работе свои авторские песни. Авторская песня помогает установить незримые нити общения между взрослыми и детьми на занятиях кружка. Авторские песни объединяет одно ценное качество – все они искренни. Это позволяет им касаться сокровенных струн человеческой души, становиться мощным средством человеческого общения.

Тематика моих песен – дружба, доброта, любовь к Родине, природе родного края, верность долгу и др.

С дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Серебристый голосок» можно ознакомиться на сайте ДОУ.

Проводимая работа не была бы столь эффективной без взаимодействия с семьями воспитанников. Беседы с родителями, консультации, совместная подготовка и проведение досугов и праздников, помогают мне формировать внутренний мир ребенка, раскрывать его природные дарования. Родители принимают активное участие в мероприятиях, оказывают помощь в изготовлении атрибутики, костюмов.

Осуществляя работу в направлении духовно-нравственного развития детей средствами музыкального искусства, я стараюсь делиться своим опытом с коллегами посредством педсоветов, «дней творчества», «дней открытых дверей», семинаров, образовательных чтений.

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость.

В детском возрасте легче привить любовь к музыке, обучить певческим навыкам, показать все тонкости игры на музыкальных инструментах.

М. С. Казиник доказывает, что «Пение – это магия, музыка – это магия».

Малютки очень рано гармонизируются. Переход ребенка в этот мир из утробы матери – это огромный стресс для него, но если он появляется под музыку, стресс минимален. И это доказано.

В дошкольной сфере я проработала 17 лет, а в школьной – 23 года. На моих глазах созревали юные артисты. Прекрасный пример – сестры Аньчковы: Екатерина и Мария. За развитием их музыкальных способностей я наблюдала сначала в детском саду, затем в школе. И не только наблюдала, но и помогала познавать азы музыкального искусства. Талант девочек расцветал год от года. По окончании школы они учились на факультете национальной культуры МГУ имени Огарева.

Старшая Екатерина преподаватель музыки одной из школ города Саранска, а младшая Мария учится в пединституте им. М. Е. Евсевьева по специальности «Музыкальный руководитель». Мне приятно видеть при исполнении песен в их жестах, улыбке, голосе то, чему я их учила, прививая любовь к музыке. А это значит, что мой труд не пропал даром.

Работая музыкальным руководителем в детском саду, я так же выделила группу ребят, которые хотят петь больше, чем все остальные, которые с замиранием сердца и необыкновенным трепетом трогают клавиши музыкальных инструментов. А при исполнении песен вкладывают в них свою душу. У них глаза искрятся, на щеках играет румянец. Уходя из детского сада в школу, они снова приходят в свой любимый мир детства, мир добра и света, чтобы искупаться в замечательных звуках музыки.

Например, Алиса Иванкина, занявшая 1 место в международном конкурсе Талантливые дети России-2019» за песню «Новогодняя ночь», приходит в детский сад «Звездочка», чтобы порадовать всех своими новыми песнями. Она с удовольствием разучила мои авторские песни «Пушкина сказочный мир», «Зимний вальс». Я вижу, что они ей очень нравятся.

В кружке «Серебристый голосок» я знакомлю детей со своими авторскими песнями о родном крае, о маме, школе, детском саде.

Среди детей есть и такие, кто тоже сочиняет песни. Конечно, они не очень складные, но в них живет душа ребенка. Оля Ледяйкина, сейчас уже ученица 1 класса, сочиняла песни. Я удивлялась тому, что девочка готова была часами петь свои немудрёные песенки о травинках, снежинках, облаках. Это замечательная фантазерка. Хотелось бы, чтоб эта искорка и в школе не угасла. Оля – дипломант 3 степени в номинации «Эстрадный вокал» во Всероссийском музыкальном конкурсе «Мелодинка».

В подготовительной группе Рома Тавторкин – лауреат 2 степени во Всероссийском конкурсе «Весенние трели» за песню «Про папу». С какой нежностью исполняет мальчик песни - это не высказать словами. Когда он поёт мою песню «Зимний вальс», то хочется танцевать, а когда трио девочек из подготовительной группы исполняют мою песню «Ромашки белые», на лице невольно сияет улыбка.

А это значит, моим песням жить – зеленый свет, широкую дорогу. А ребята тоже мечтают, фантазируют в своих небольших песенках. Это значит, я помогаю им развивать свои музыкальные способности, свое творчество, свой музыкально поэтический дар, тем самым выполняю цель и задачи программы своего кружка». Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» - сказал Чарльз Диккенс. Словами этого прекрасного человека я и руководствуюсь в своей работе.

Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в российских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала, в реализации игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности, а также в использовании на музыкальных занятиях авторских песен Сизикиной Н. А.

Проделанная работа по духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкального искусства не могла не отразиться на их успехах. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 65% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

Знакомясь с народной, духовной музыкой, произведениями великих русских композиторов, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что музыкальные занятия, досуги и праздники способствуют установлению

нравственной, творческой атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительная динамика в усвоении дошкольниками общечеловеческих духовных ценностей. Детям присущи такие качества, как доброта, любовь к Родине, ценность дружбы и товарищества, взаимопомощь, чуткость в отношении к ближнему, осуждение зазнайства, одобрение скромности.

Проводимая работа помогает наладить контакт с родителями воспитанников, что способствует укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Родители играют важнейшую роль в музыкальном образовании, когда речь заходит о расширении музыкального кругозора ребенка. В течение многих лет исследователи отмечали, что дети, чьи семьи более музыкально ориентированы, значительно более развиты в своем музыкальном поведении, чем дети, которые испытывают менее музыкально ориентированную среду.

Результаты исследования известных педагогов свидетельствуют о том, что существует большая разница между семьями, которые в той или иной степени обучают своих детей музыке, и семьями, которые вообще не занимаются интеграцией музыкального образования. Они пришли к выводу, что богатая музыкальная среда дома способствует воздействию музыки на ребенка и улучшает музыкальные способности ребенка. Исследования также показывают, что родители развивают более сильную связь со своими детьми, когда они наслаждаются музыкой вместе.

Таким образом, музыка является не только инструментом, который способствует росту и развитию ребенка, но и помогает семье проводить качественное время и получать удовольствие. Поскольку нет никаких негативных последствий для идеи связать детей с музыкой, это деятельность, которой родители могут наслаждаться со своими детьми как можно чаще. Даже если регулярная доза прослушивания классической музыки вряд ли приведет к внезапному улучшению способностей, она оказывает положительное влияние на ритм, движение и социальные и слуховые навыки ребенка в долгосрочной перспективе. Кроме того, есть много краткосрочных преимуществ. Прослушивание музыки может быть успокаивающим, развлекательным и забавным для родителей и детей. В этом смысле не имеет значения, является ли обстановка тихой комнатой с родителем или занятой снаружи или внутри музыкального класса с другими детьми, пока дети наслаждаются этим.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в своей работе я пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Но, к сожалению, в связи с высокой степенью занятости, не все родители посещают проводимые для них мероприятия. Однако следует отметить, что процент посещения мероприятий родителями старших дошкольников гораздо выше, нежели младших.

Для осуществления работы по интеграции духовно-нравственного компонента в музыкальную деятельность необходима прочная научно-теоретическая база, которой не достает в дошкольном образовании. Кроме того, недостаточно методических разработок для детей дошкольного возраста и практического материала.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может быть использован музыкальными руководителями образовательных учреждений, ориентированных на духовно-нравственное становление детей.

На сегодняшний день опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкального искусства обобщен и распространен среди педагогов Чамзинского муниципального района, Республики Мордовия, России.

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства» в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Александровна Сизикина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства» в ДОУ
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 05:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД