Папки-передвижки

Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО

Ольга Лебедева
Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие пункты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Они помогают успешно решать задачи, направленные на формирование у детей представлений об окружающем мире и изменениях, происходящих

под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Публикация «Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО» размещена в разделах

Изучение сезонных явлений в природе стимулирует развитие любознательности, познавательной мотивации, интересов и действий,

обеспечивает становление сознания, формирует правильные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Дети 5–7 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.

Методологический аппарат исследования представлен в тексте ВКР.

Природа своим разнообразием, новизной вызывает у детей чувство удивления, радости, восторга, желание узнать больше – все это побуждает детей передавать свои мысли, чувства в рассказе, описании какого-либо объекта или явления, т. е. дети, учатся рассуждать, рассказывать и описывать все то, что их окружает.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой, можно организовать с помощью занятий. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми. Также используются в детском саду средства при ознакомлении детей с природой, можно организовать с помощью чтения художественной литературы и просмотра иллюстраций. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные) .

В рамках ознакомления с природой большое место занимает ознакомление детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.

Одним из ведущих средств, используемых при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой, является наблюдение.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний.

В процессе организации наблюдения в ДОО у детей развиваются память, формируются более сложные знания, совершенствуются коммуникационные навыки, во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усваивают правила поведения в природе, концентрируют внимание на изучаемом объекте, а также формируется положительное эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Изучая наблюдение как познавательный процесс, Т. А. Васильева выделяет следующие его структурные компоненты, соблюдение которых при организации процесса наблюдения обеспечивает его результативность [15].

1 компонент - подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На данном этапе целесообразно использовать такте приемы как, краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задание детям. Например, введение игрового персонажа.

2 компонент - этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе, чему будут способствовать используемые педагогом сюрпризные моменты, или познавательное задание. Необходимо отметить что по времени данный этап очень непродолжителен всего, 2-3 минуты. Например, загадать загадку о наблюдаемом объекте.

3 компонент - основной этап. Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени. Он состоит из трех частей: целостное восприятие предмета или явления, целостное обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации, вторичное целостное восприятие объекта. Например, детям предлагается рассмотреть объект самостоятельно и выявить у него какие-либо признаки.

4 компонент – заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что они узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Например, с помощью беседы выяснить у детей то, что они усвоили в ходе наблюдения.

Мы пришли к выводу, что детей старшего дошкольного возраста учат расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают знания детей о весенних изменениях в природе, также детей старшего дошкольного возраста учат замечать приметы осени,

обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе, учат замечать изменения в уголке природы, также мы проанализировали программы «Детство» и «От рождения до школы», более благоприятной для старшего дошкольного возраста является программа «От рождения до школы», потому что она наиболее содержательна в изученном нами вопросе, в ней более конкретно описаны все задачи для каждого возраста. Задачи усложняются в зависимости от возрастной группы.

Разнообразие объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок требует использования разнообразных форм, из которых одним из наиболее важных является наблюдение.

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в конце зимы»Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в конце зимы» Цел прогулки:Формировать у детей представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель,гололед.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» с детьми подготовительной группыКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» с детьми подготовительной группы Программные задачи: - формировать понятие о смене времён года; - уточнять представления об осени, называть признаки осени; - закреплять.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группеКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группе Цели: 1. Формировать представления об изменениях в природе; 2. Формировать представление об инее как об одном из состояний воды. 3. Уметь.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима»Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима» Цель прогулки: Формировать у детей представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать.

Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цель прогулки:Формировать у детей представления об изменениях происходящих в природе с наступлением осени (день стал короче,ночь длиннее);учить.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе в начале весны» для старшей группыКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе в начале весны» для старшей группы Цель: формировать представления об изменениях в природе, происходящих в природе в начале весны. Задачи: - научить различать характерные.

Конспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возраста Цель проведения наблюдения: закрепление знаний о признаках осени. Задачи: продолжать формировать и закрепить представление об изменениях.

Фотоотчёт о прогулке «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Фотоотчёт о прогулке «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Прогулка по теме «Наблюдение за сезонными изменениями в природе», фото отчёт. Дорого времени суток, дорогие коллеги! Мы с моими воспитанниками.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Библиотека изображений:

Публикация Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Лебедева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО
Опубликовано: 23 мая 2023 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД