Папки-передвижки

Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза

ТАМАРА СЫЧЕВА
Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза

"Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза" (с презентацией) – семинар.

(Слайд №2) Что же представляет собой эта система?

«Система Далькроза» - «воспитание ритма при помощи ритма». Задачи (сначала у музыкантов, а затем у детей начиная с дошкольного возраста) :

Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза» размещена в разделах

развитие музыкального слуха, памяти, внимания,

ритмичности, пластической выразительности движений.

Это методическая система.

Базисной для этой системы является метод Эвритмики (связь музыки с движением, что дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамическим и метроритмическим особенностям.

Другими составляющими системы является сольфеджио и импровизация,

которые реализовывались на более высоком уровне музыкального обучения.

(Слайд №3) Своей системой Эмиль Жак-Далькроз стремился развивать нервную систему и мускульный аппарат учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а телесно пережит и притворен в движениях.

(Слайд №4) Немного о нем.

Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) -

Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка.

(Слайд №5) На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение за учениками, которым он преподавал сольфеджио:

выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.

Как вы поняли, говорить мы сегодня будем о системе музыкально-ритмического воспитания.

Около восемнадцати лет Эмиль Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории.

На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность.

Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений.

Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков, что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.

(Слайд №6) Первоначальное название этой системы – faire les pas - «делать шаги». Многие, шутя, говорили просто «pas Jaques» - шаги Жака.

Впоследствии стали называть «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее - «ритмикой».

Стал основоположником ритмической гимнастики (но, это не та ритмическая гимнастика как мы ее представляем). ЕЕ критиковали, т. к. она была не зрелищна, костюмы были свободные черно-белого цвета, на ногах ничего – босые ноги или сандалии без подошвы.

Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности.

Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель – помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовывать мир и создать «нового человека».

(Слайд №7) Но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика».

(Слайд №8)Специальными упражнениями он добивался того, чтобы движения тела отвечали на любой заданный музыкой или другими средствами ритмический импульс.

В своей гимнастике Далькроз различал три вида упражнений:

ритмические движения

упражнения для тренировки слуха

импровизированные пластичные действия

(Слайд №9)Система Далькроза получила широкое распространение в различных странах.

(Слайд №10)В Советском Союзе, метод Далькроза, очищенный от утопических наслоений, получил дальнейшее развитие в педагогически-практической деятельности советских ритмистов (Н. Г. Александровой, Н. П. Збруевой)

Особенностью советской системы ритмического воспитания является

четкая дифференциация различных типов ритмического назначения.

Существенно отличаются друг от друга :

ритмическая гимнастика в системе общего музыкального воспитания детей

( внутренние градации: предшкольный, дошкольный и школьный период);

занятия по ритмике с будущими музыкантами педагогами, специалистами по

музыкальному воспитанию;

занятия с будущими дирижерами-симфонистами, актерами, танцовщиками.

(Слайд №11)Самым известным ритмистом в России был князь Сергей Волконский - ученик Жака Далькроза, автор множества статей о ритмике, один из первых пропагандистов и популяризаторов в России метода Жака Далькроза.

В 1912 году в Санкт-Петербурге он основал Курсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики – «Листки курсов ритмической гимнастики». Курсы закрылись с началом Первой мировой войны.

Князь Сергей Волконский был одним из основателей Института ритмики в Москве в 1919 году.

(Слайд №12)Музыкально – ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака – Далькроза. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально – ритмического воспитания – в его гуманном характере.

Дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамике

и метро-ритмическим особенностям.

Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.

(Слайд №13) В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

(Слайд №14) Далькроз настаивал на возрастном подходе к обучению. Он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями.

Его лозунгом было:

«Учить и учиться радостно, с удовольствием»

(Слайд №15) Советские ритмисты на основе принципов Далькроза разработали систему обучения движения под музыку.

(Слайд №16) Ритмика - от греч. rhythmos - порядок движения - ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных форм и пластических движений.

Выполнение простых танцевальных упражнений под музыку - естественная двигательная реакция на музыку, свойственная любому человеку.

Ритмика - занятие радости, хорошего настроения; занятие психологического раскрепощения и эстетического, художественного, творческого самовыражения, средство гармонизации духовного и физического развития человека.

(Слайд №17) «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

Платон

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкальное развлечение для старших дошкольников «Страна весёлых песен»Музыкальное развлечение для старших дошкольников «Страна весёлых песен» Цель: Создать праздничную атмосферу и доставить детям радость. Задачи: - продолжать знакомить старших дошкольников с песнями из российских.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Музыкальное воспитание в ДОУМузыкальное воспитание в ДОУ В данной небольшой статье я хотела бы поговорить с вами о музыкальном воспитании в нашем саду. Ведь музыкальная деятельность - одна из центральных.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ТАМАРА СЫЧЕВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 16:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД