Лучший педагог года

Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников

Римма Хасанова
Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников

Обобщение опыта работы по теме: «Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Мною была разработана программа по развитию творческих способностей старших дошкольников социально – педагогическими средствами музыкально-игровой деятельности.

Определены критерии развития творческих способностей старших

дошкольников :

Публикация «Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах

-интонационная и двигательная активность;

-музыкально-творческое воображение;

-игровое моделирование (в речи, движениях, ритме);

-самовыражение в групповых проектах.

Разработана модель развития творческих способностей старших

дошкольников. Основным аспектом модели развития творческих способностей детей является возможность использования процесса элементарного музицирования, в основании которого положены принципы развития творческих способностей старших дошкольников. Педагогическая модель направлена на раскрытие природных дарований ребёнка и открывает перспективы всестороннего развития личности. В контексте основных задач модель развития творческих способностей детей связана с характером тех изменений, которые происходят в процессе музыкально-игровой деятельности в самом субъекте (ребёнке, поэтому каждый элемент модели направлен на реализацию поставленных задач. Важным аспектом представленной модели является логическая интеграция общей структуры, содержания и процессуальных особенностей её комплексной реализации, определяющих возможность внедрения модели в педагогическую практику.

Это способствует более успешному развитию творческих способностей старших дошкольников, а также обеспечивает всестороннее и целостное развитие ребёнка в соответствии с его природой.

Активно в работе использую специальные задания, выявляющие степень развития искомых качеств и построенные на приёмах

«Зеркало», «Эхо», «Соло-тутти», «Рондо»; упражнения

«Мим», «Делай как я», «Игра с куклой-дирижёром».

Упражнения провожу в группе, где роль ведущего постоянно передается следующему участнику. Применение специальных приёмов дают возможность ребенку быть постоянно в роли ведущего, солиста, лидера. Цель применения приёмов в том, что ребёнок имеет возможность проявить свою активную позицию, удовлетворить свои потребности и желания. Так как все варианты, собственные сочинения и модели исполнения ребёнка не критикуются, принимаются и апробируются. В этой связи у педагога появляется возможность в каждом виде деятельности отслеживать любые проявления детей. Это отслеживание не вызывает у ребёнка излишней взволнованности, так как действия педагога по диагностированию ребёнка проходят в естественных условиях, не требуя индивидуального опроса.

В упражнении «Мим» ребёнку предлагаю повторить за ведущим участником мимическую картинку «маску», придумать свою «маску» и передать её следующему участнику. Цель игры заключается в спонтанном реагировании на «маску» партнёра и передачи своего состояния и настроения через новый образ своей «маски». В предварительной работе дети знакомились с мимическими картинками, на которых изображены лица с различными настроениями и характерами. В дальнейшей работе мимические картинки играют важную роль в развитии активного самовыражения, помогают детям эмоционально рассказывать сказки, стихи, тексты. Способность к распознаванию и пониманию чувств другого человека прямо зависит, от собственного эмоционального опыта, способности к выражению эмоций, навыка эмоционального уподобления.

Аналогично проводилось упражнение по передачи ритмического рисунка звучащими жестами или игрой на палочках. Один участник-ведущий показывает свой ритмический рисунок хлопками: ти-ти, та-та-та, все повторяют. Следующий участник придумывает другой ритм и передаёт его звучащими жестами, ударами палочек или любыми звуками ( можно использовать звуки окружающих предметов: стола, стульев, стены, пола, батареи и т. д.). Цель данного упражнения в том, что ритмический рисунок

может состоять всего из двух или даже одного звука. Ребёнок понимает, что любой вариант исполнения принимается, тем самым, даже не активные и закрепощённые дети получают возможность проявлять себя. Сегодня ребёнок один раз топнул и хлопнул, а завтра у него появится самый первый, самый важный вариант собственного сочинения.

Аналогично провожу упражнение по повтору танцевального движения. Если опыт детей в танцевальном исполнительстве не достаточно сформирован, тогда предлагала для показа использовать любые движения частями тела: головой, рукой, ногой и т. д. Основной целью этого упражнения является пробуждение или восстановление способности к спонтанному движению. Здесь поощряются свободные, оригинальные движения. В последствие образные этюды-превращения или коммуникативные танцы под специально подобранную музыку способствуют совершенствованию навыков социального поведения детей в группе.

В игре с куклой-дирижёром дети должны повторить интонацию голоса куклы, которая находилась в руках участника-ведущего и приветствовала всех словом «здравствуйте», тем самым продемонстрировать свои речевые способности. Упражнение на развитие речевых интонаций служило своеобразной подготовкой голоса к пению, распевкой. Цель упражнения заключается не только в развитии интонационного смысла музыки и речевых интонациях, но и в развитии предпосылок умения импровизировать.

Успешность программы подтверждается результатами педагогической диагностики:

-достоверно улучшаются показатели развития творческих способностей старших дошкольников, повышается степень активности детей в процессе музыкально-игровой деятельности, развивается творческое воображение, умение последовательно реализовывать поставленные цели через музицирование и моделирование изучаемых объектов, повышается степень самовыражения, самореализации личности;

-развитие творческих способностей происходит более активно у детей экспериментальных групп ;

-общее эмоциональное состояние детей имеет тенденцию оптимизации;

- выявлены значительные положительные изменения в содержательном характере воспитательного процесса, определяющие изменение во взаимоотношениях педагога и ребёнка. Формируется положительная самооценка дошкольника.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Римма Хасанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 09:27
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД