Папки-передвижки

Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка

Лидия Валерьевна Селедцова
Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают» Г. Нейгауз

Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его

творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно,

от грамотно организованной предметно-пространственной

среды.

Публикация «Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка» размещена в разделах

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляю-

щая его духовного развития может стать системообразующим

фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка

способна объединить воспитательные усилия педагогов дет-

ского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы

детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это

объясняется значимостью способностей для развития лично-

сти, возросшей потребностью общества в людях, обладающих

нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить

к решению задач, способных созидать новое в различных

сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарён-

ные люди.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.

Доказано, то каждый ребёнок от рождения наделён огром-

ным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку дости-

гать больших высот в своём развитии. Для таких детей характерна усиленная познавательная активность, повышен-

ная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.

У них развита интуиция, яркость, конкретность представляе-

мых образов и лёгкость манипулирования ими. «Розовыми»

чертами дошкольного возраста являются фантазия, творче-

ское воображение, нестандартность мышления. Кроме того,

дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчи-

востью на окружающее. Умелое использование потенциальных

возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить

достаточно высокий результат. При создании в ДОУ благопри-

ятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого

расцвета способностей, одарённости.

Такими условиями являются:

1. Наличие педагогов дополнительного образования и воспитателей (учителя английского языка, хореографии, музыки).

2. Наличие богатой предметно - пространственной среды, сти-

мулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка

(музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры).

3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости

по отношению к ребёнку; обстановки, формирующей у ребёнка

чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

4. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы.

Лесенка способностей:

1-2 года-первые сенсорные впечатления.

2-3 года- копилка эстетических переживаний, настроений,

эмоций.

3-4 года- погружение в деятельность, начальные признаки

природного потенциала.

4-5 лет-интерес, желание, творческий поиск.

5-6 лет - яркие проявления природного потенциала.

6-7 лет - проявление одарённости, первые шаги в мир

профессионального искусства.

Для данной категории детей необходима организация особой

системы работы, которая должна в наибольшей степени

учитывать особенности и проблемы одарённых детей и

обеспечивать их эффективное развитие.

Данная система работы предполагает проведение монито-

рингов, позволяющих выявлять и определять степень одарён-

ности ребёнка, прослеживать динамику его развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития

ребёнка.

Индивидуальные программы, создаваемые на основе данных диагностики и комплексных наблюдений за ребёнком,

должны представлять собой комплексные модели развития

одарённости. Это значит, что содержание программ должно быть направлено не только на совершенствование природных

способностей ребёнка (например, развитие вокальных способностей, изобразительных возможностей, литературного

дарования и т. д., но и на развитие всех структурных компонентов одарённости (креативность, интеллект). Индиви-

дуальные программы развития предполагают разнообразные

формы работы с ребёнком. Так, программа по развитию музыкальных способностей может содержать следующие формы: общеразвивающие музыкальные занятия; индивидуальные занятия по развитию вокального мастерства;

занятия в вокальном кружке или хоровом коллективе; игра в

составе детского оркестра; участие в концертах для детей и родителей; в музыкальных конкурсах; теоретические занятия по музыкальной культуре; посещение театров, концертов.

При организации данной работы необходимо учитывать ряд

условий: общая учебная нагрузка не должна превышать допустимую норму; нельзя допускать ранней узкой специализации - нужно давать ребёнку возможность помимо занятий приоритетной для типа его одарённости деятельностью включаться и в другие интересные и нужные дела; необходимо планировать для ребёнка режим дня, предполагающий рациональное чередование занятий, отдыха, прогулок.

К 6-7 годам, при условии прохождения всех этапов, у многих детей формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовер-

шенствованию в конкретном виде деятельности.

Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду. Они

готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширять сферу их деятельности, создавать условия для дальнейшего

эстетического, интеллектуального образования. Главными

союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают» мостик для ребёнка от детского сада к Центрам детского творчества, Дворцам культуры,

музыкальным школам, школам искусств и т. д., где ребёнок

продолжает совершенствовать свой природный потенциал

в приоритетном для него виде деятельности.

Когда ребёнок посещает детский сад, музыка окружает его

повсюду: на занятиях, развлечениях, праздниках, в свободное

время. Занятия, связанные с музыкой, самые любимые, т. к. дают возможность самореализации через исполнительство

и творчество, через первый опыт музыкального восприятия и

первые эстетические суждения, через развитие способности

к воображению и открытие красоты в окружающем мире.

Тайны музыкального воздействия интересовали людей в глубокой древности, т. к. музыка обладает фундаментальными началами всего живого: ритмом, мелодией, гармонией. Ещё с Востока пришло в Европу учение о магической силе музыки.

Важное место занимало использование музыки в качестве гармонизирующего средства ещё во времена Пифагора: перед

сном и после пробуждения он пел определённые мелодии своим ученикам, чтобы они могли достичь необходимого душевного и физического состояния. В Древней Греции музыка

объединила все искусства и науку в единое целое; основой

общественной и культурной жизни было хоровое пение.

Ещё Платон говорил о музыке: «Кто не упражняется в музыке - человек невоспитанный».

Исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности. И неслучайно многие великие физики – Планк, Борн, Френкель, Эйнштейн- были знатоками и любителями музыки.

Замечательно, если непроизвольный слуховой опыт детей будет накапливаться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий - красоты, добра, любви, света, образы

эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Недаром ещё В. А. Сухомлинский утверждал:

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Публикации по теме:

Музыкальная предметно-развивающая среда. Детский костюмМузыкальная предметно-развивающая среда. Детский костюм В праздники все дети наряжаются. Все костюмы в миг, преображаются. Хороводы, игры, сценки, пляски! Яркие насыщенные краски!» В нашем.

Музыкальная предметно-развивающая средаМузыкальная предметно-развивающая среда Одним из показателей уровня музыкального развития детей является самостоятельная музыкальная деятельность. Большое значение для развития.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда» .

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Лэпбук как средство развития ребёнкаЛэпбук как средство развития ребёнка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт побуждает воспитателей искать новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности.

Музыкальная предметно-развивающая среда. Взрослый костюмМузыкальная предметно-развивающая среда. Взрослый костюм Любой праздник немыслим без сказочного героя. Чем больше сказочных героев, тем веселее праздник. Появлению сказочного персонажа дети.

Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка»Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка» Пение, как средство развития ребёнка. Пение невероятно полезно для детского организма. Занятия пением способствуют улучшению психического.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Валерьевна Селедцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка
Опубликовано: 30 января 2022 в 13:57
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД