Лучший педагог года

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР

Лебедева Владислава Александровна
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР

ФГОС ДО предполагает, что дети дошкольного возраста должны владеть речью как средством общения и культуры; иметь активный словарный запас; у них должна быть связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Это связано с тем, что в современном обществе живое общение заменяется компьютерным. Часто родители мало общаются со своими детьми, что приводит к речевым трудностям.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Поэтому более востребованными становятся способы и приемы, которые позволяют развить речь. Один из них — мнемотехника. Мнемотехника для развития речи в детском саду является наиболее распространенным способом.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с заключением ОНР (ТНР). Такие дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования, словарный запас у них отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь. Зачастую она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая без специального обучения имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой. Успешность обучения таких детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ТНР практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи таких детей вполне обосновано использование мнемотехники.

Мнемотехника в переводе означает «искусство запоминания». К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Алгоритм работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

Я предлагаю Вам рассмотреть способы развития речи, с помощь мнемотехники.

1. Отдельные картинки. Ребенок должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки.

Для начала можно использовать парные картинки. Ребенку дается задача сгруппировать данные картинки по общему признаку, который они обнаружат. Далее ребенок описывает ситуации, которые изображены в ряде иллюстраций.

Усложняйте задание, увеличивая количество иллюстраций для одной ситуации. Это задание игрового характера, поэтому дети всегда с удовольствием его выполняют.

2. Своих впечатления. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем он должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого.

Данное задание активизирует память ребенка для того, чтобы воспроизвести прошедший день. Также происходит творческое развитие, ребенку необходимо придумать ассоциации для мнемотаблицы, по которым в дальнейшем он будет рассказывать свои впечатления.

3. Заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку.

Прием мнемотехники очень эффективен при хапоминании стихотворений.

Я в своей практике использую 2 способа заучивания.

1) Даю детям готовые мнемотаблицы.

2) Предлагаю детям самим создать мнемотаблицу по стихотворению, а затем выучить опираясь на собственную работу или работу одногруппника.

Первый способ наиболее распространен, но не менее эффективен. Опираясь на иллюстрации дети быстро запоминают стихотворение.

Второй же способ активизирует развитие памяти и речи, также слуховую память и творческие способности. В работу активно включается мышление ребенка, ему необходимо не просто сопостовлять слова с иллюстрациями, а на основе слов, самим изображжать ассоциации, которые помогут быстрее запомнить стихотворение.

4. Показ картинок. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены.

Я предлагаю детям рассмотреть последовательность событий, рассказать, что изображено на иллюстрациях. Переворачиваю. Дети должны воспроизвести то, что запомнили.

Данный способ помогает не только развить и разнообразить речь дошкольника, но и развивать его кратковременную память.

5. Разгадывание кроссвордов (различной сложности, с помощью взрослого).

Данный способ предполагает активизацию словарного запаса у детей, а также долговременную память. Кроссворды можно составлять на разные темы. Закреплять и проверять знания ребят.

6. Мнемодорожки для отработки звуков.

Этот способ является одним их самых первичных для использования с детьми с ОНР. Самое необходимое с такими детьми развивать речь, речевой аппарат, а это начинается с изучения звуков. Такие мнемодорожки очень эффективны при работе с детьми.

7. Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются мнемодорожки. Для легкого запоминания цифр, необходимо самим или совместно с детьми придумать ассоциацию каждой цифре. Главное, чтобы ассоциация была понятна и близка детям.

Подводя итоги ежедневной практики мнемотехники, можно сделать вывод о том, что у детей с ТНР облегчается процесс и сокращается время запоминания, развиваются основные в психические функции у детей, речь становится все более связная и понятная. Также мнемотаблицы помогают анализировать, сравнивать, группировать и делать выводы о разных явлениях и объектах.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:

Публикация Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лебедева Владислава Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР
Опубликовано: 19 января 2022 в 18:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД