Лучший педагог года

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с дошкольниками с НОДА и ДЦП

усова ирина юрьевна
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с дошкольниками с НОДА и ДЦП

«Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда

с дошкольниками с НОДА и ДЦП»

Группа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом крайне неоднородна и имеет сложную структуру дефекта. «Спутниками» детского церебрального паралича могут быть: нарушение интеллекта, нарушение зрения, нарушение слуха, расстройство координации и равновесия, задержка речевого развития, алалия (отсутствие речи, дизартрия (затруднение произношения звуков, заикание, дефекты в эмоционально-волевой сфере.

Публикация «Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с дошкольниками с НОДА и ДЦП» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по формированию речевой деятельности у дошкольников с нарушением ДЦП проводится по следующим направлениям:

-Формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;

-Формирование и развитие активного и пассивного словаря;

-Формирование артикуляционных навыков;

-Развитие физиологического и речевого дыхания;

-Работа над звукослоговой структурой слов;

-Формирование навыков грамматического оформления высказывания;

-Формирование и развитие связной речи от простой фразы до развернутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

-Совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики.

-Развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;

-Развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;

-Совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

У детей с ДЦП отмечаются отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм; трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы; нарушения слоговой структуры слов; трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи. Проявляются так же особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции. В связи с органическим нарушением центральной нервной системы обнаруживается невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того, чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

Именно поэтому метод сенсорной интеграции – прекрасный дополнительный инструмент логопеда в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Отечественные и западные физиологи, психологи и логопеды связывают формирование речи с сенсорным развитием. Теория «сенсорной интеграции» разработана западным специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.

Отечественный логопед Лынская М. И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.

Элементы сенсорной стимуляции проводятся на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда. Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально-насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма. Сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.

На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, Так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаем эмоциональную ситуацию для ребенка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название. На занятиях логопед использует реальные предметы, и дети видят их цвет, размер, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. Если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки (лучше фотографии) и игрушки, приближенные к реальности.

Приведем примеры игр и упражнений.

Упражнения на развитие моторных функций.

Упражнение «Ком». Скатывание пальцами ног шелкового платка в ком – произнесение слова – «ком». Упражнение способствует профилактике плоскостопия.

Упражнение «Звуки и движения». Логопед демонстрирует ребенку движения руками, побуждая ребенка к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны – «а»; приставление ладоней к углам рта – «у»; Ноги в стороны – «и» и т. д.

Упражнение «Изображаем буквы». Решаем задачу активизации речевого подражания, преодоления артикуляционной апраксии, совершенствования тонкой моторики.

Ребенок сначала сопряжено с логопедом, а затем по инструкции изображает руками (пальцами, всем телом) с одновременным произнесением соответствующих звуков: «О», «Х», «Ф», «Т», «М» и др.

Такое упражнение активизирует речевое подражание, формирует умение выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

Игра «Монтессори». Для игры понадобятся лоскуты ткани с нашитыми на них разными пуговицами (лучше, чтобы пуговицы были детскими в виде цветов, машинок и т. п.) и петлями, разнообразные банки и бутылочки с завинчивающимися крышками. Игра используется с целью обучения пониманию значений разноприставочных глаголов: «застегни – расстегни», «завинти – отвинти», «закрути – открути», «открой – закрой»; при этом формируется регулирующая функция речи. Взрослый предлагает ребенку выполнить соответствующие действия: застегнуть – расстегнуть пуговицы, отвинтить – завинтить крышку и т. д. Обучение начинается с совместной, затем репродуктивной деятельности (эхопраксии).

Игра «Съедобное – несъедобное». Традиционную игру целесообразно по-разному модифицировать: например, ребенок ловит мяч, когда взрослый показывает картинку, спрашивает: «Съедобное?», а ребенок, поймав мяч, должен ответить: «Да!» Если ребенок отбрасывает мяч, он должен ответить: «Нет!» В этом варианте игры взрослый сосредотачивает внимание на вызывании у ребенка слов: «Да, нет». Другим вариантом игры может быть закрепление обобщающих понятий: взрослый называет обобщающее слово: «фрукты», «мебель», а ребенок должен просто поймать или отбросить мяч.

Игра «Помогаем маме». Задачи этой игры: стимулировать подражания действиям взрослого, преодоление апраксии, обучение символическим движениям, развитие слухового внимания и понимания речи. Логопед совместно с детьми выполняет символические действия, сопровождая их речевым комментарием: стряхивание воды с кистей рук, полоскание белья, глажка утюгом, натирание на терке, подметание пола, надевание перчаток, шапочки и т. д.

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

Игра «Шумящие коробочки». Педагог предлагает угадать по звуку и назвать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, песок и т. д. Можно предложить ребенку парные по звучанию коробочки и предложить: «Найди такую же».

Игра «Покричи в банку». Педагог продуцирует в различные стеклянные банки звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышком разного диаметра.

Игра «Музыкальные инструменты». Названия музыкальных инструментов подбираются в соответствии со слоговой структурой и языковой способностью ребенка: туба, бубен, гусли, дудка, баян, бузуки. Взрослый демонстрирует ребенку аудиозаписи звучания различных инструментов, ребенок должен показать соответствующую картинку, совместно со взрослым попытаться назвать ее. Игру удобно проводить, используя мультимедийную презентацию, подготовленную заранее.

Игра «Моё тело – прекрасный инструмент». Взрослый учит детей находить и прислушиваться к звучащим жестам своего тела. «Звук живет везде: в предметах, в природе, в космосе, в музыкальных инструментах…Можно сказать, спеть звук, а можно создать звук без помощи голоса и языка. Ты тоже можешь быть музыкальным инструментом. Давай найдем в себе разные звуки – звучащие жесты: хлопки, притопы, шлепки, щелчки языком, трение ладошками».

Игра «Отдерни ручку». Взрослый кладет ладонь ребенка на свою. Поглаживая каждый пальчик, произносит любое слово, например, «зайка». Объясняет ребенку, что как только он произнесет слово «лиса» - «зайки должны убежать», т. е. ребенок должен отдернуть руку.

Упражнение «Рисование музыки». «Рисование» быстрой и медленной музыки. Быструю музыку «рисуем» красным цветом, медленную – синим. Громкую музыку «рисуем» частыми штрихами (IIII, тихую – редкими (I I I).

Игры и упражнения

для развития тактильной чувствительности

Игра «Угадай предмет». Взрослый раскладывает на столе предметы, накрывает их непрозрачной тонкой тканевой салфеткой. Ребенок через салфетку ощупывает предметы, и сопряжено со взрослым или самостоятельно называет их. Игра может проводиться для выработки навыка произнесения слов определенной слоговой структуры: нитки, кепка, сумка, губка, вафли, щетка и т. д.

«Массаж рук». Логопед проводит массаж рук (традиционный, с помощью массажеров, сопровождая произнесением различных звукоподражаний, слов типа: «Оп!», «Ух», «М-м-м», «Вот так!» и др. Массаж рук способствует установлению контакта с ребенком, снятию эмоциональных «зажимов», преодолению негативизма. Для массажа используются: кольца Су-джок, махровые рукавички, зубные щетки (в том числе резиновые, силиконовые, электрические, бытовые щетки различной жесткости, бигуди, аппликаторы Кузнецова, Ляпко и др.

Специалист может осуществлять контрастно-термический массаж лица, рук ребенка, обращая внимание на слова «холодный», «горячий», «теплый» (такой массаж можно произвдить нагретым мешочком с песком, горячим яйцом и льдом, завернутым в носовой платок); пробует с ребенком воду различной температуры. После введения в чувственный опыт ребенка понятий «холодный», «горячий» взрослый просит назвать, что бывает горячим, а что холодным (разложить картинки под условные значки «огонь», «снежинки»; раскрасить «горячие» картинки – красным цветом, а «холодные» - синим) : плита, утюг, лед, снег, лава, иней, огонь, камень.

Игра «Сухой бассейн». Для игры понадобятся: сухой бассейн, мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», изображающие действия, например, пьет, сидит, летит, готовит и т. д. Логопед предлагает на ощупь отгадать персонаж, выполняющий определенное действие, либо достать его по инструкции (например «Достань, кто пьет. Что он делает?»).

Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия

Игра «Фонарик». Игра проводится в темной комнате. Педагог периодически включает и выключает фонарик, направляя свет в различные места комнаты, ребенку необходимо «поймать» луч света, хлопнув по нему и сказав: «Оп!», «Свет!», «Нет!» Обращается внимание ребенка на разноприставочные глаголы «включить – выключить» и предлоги. Где сейчас лучик? НА полу, ПОД столом и т. д.

Упражнение «Закрашиваем зеркало». Педагог сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребенком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской, чтобы постепенно, смывая краску влажной губкой, рассказывать ребенку о его частях лица, стимулировать ребенка к их сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит: «Где Саша? Вот!», побуждая ребенка к активной речи. Важно, что действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

Упражнение «Волшебный диск». Логопед выкладывает игрушки или картинки с изображением предметов по определенной лексической теме. Важно, чтобы их названия были доступны для произнесения ребенком. Ребенок берет предложенный ему СД-диск и называет предметы, рассматривая их через диск.

Игры и упражнения на развитие обоняния, вкусовых, температурных

и барических ощущений.

Игра «Угадай варенье (сок)». Игра проводится для развития понимания относительных прилагательных. Ребенку предлагают попробовать различные виды сока и просят указать (сказать) из чего они. Затем взрослый экспрессивно называет сок – вишнеВЫЙ, апельсиноВЫЙ, ударением подчеркивая окончания слов.

Игра «Вкусовые баночки». Игра позволяет ввести в лексикон ребенка прилагательные, обозначающие вкус: горький, сладкий, острый, соленый, пресный. Взрослый предлагает ребенку с помощью пипетки забрать различную по вкусу жидкость из стаканов, попробовать ее. Взрослый обращает внимание на название вкуса жидкости. В конце игры ребенок раскладывает картинки с изображением продуктов, имеющими характерные вкусы, под баночки с жидкостями; называет картинки; взрослый постоянно спрашивает ребенка, следя за правильным согласованием прилагательного с существительным: «Что бывает соленым? : соль соленАЯ, сало соленОЕ. «Что бывает сладким?» : сахар сладкИЙ, конфета сладкАЯ.

Игра «Фен». Для игры понадобится электрический фен. Педагог направляет на ребенка струю холодного и теплого воздуха попеременно, эмоционально комментирует: «тепло!», «холодно!». Затем взрослый дует на разные части тела ребенка, называет их, в конце игры взрослый и ребенок меняются местами.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребенка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ДЦП, позволяет им социализироваться.

Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребенка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:

Публикация Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с дошкольниками с НОДА и ДЦП (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем усова ирина юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с дошкольниками с НОДА и ДЦП
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 16:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД