Лучший педагог года

Логоритмика как средство коррекции речи

Прокофьева Ирина
Логоритмика как средство коррекции речи

Актуальность

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий по развитию и коррекции речи детей в детском саду – является одной из основных целей работы. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Публикация «Логоритмика как средство коррекции речи» размещена в разделах

Дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, с соблюдением основных педагогических принципов — последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, выработки ритмической структуры слова, и четкого произношения доступных по возрасту звуков.

Задачи

1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»

2. Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.

3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

4. Осуществление коррекционной работы в ООД «Музыка» :

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить правильно выполнять оздоровительные артикуляционные упражнени;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память.

Ожидаемый результат

Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Регулярное и системное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики даст возможность для развития речи и музыкальности младших дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.

Теоретическая часть

Изучение методической литературы:

1. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

2. О. А. Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие)

3. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

4. Пальцы вышли погулять Т. А. Тютюнникова (из опыта работы, ,2005г. «Пальчиковая гимнастика» Е. Ю. Тимофеева

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

6. О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»»

7. И. Г. Галянт «Палочки – стукалочки»

8. И М. Каплунова «Этот удивительный ритм»

9. И. В. Бодраченки Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.

10. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков»

11. Методические пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Изучение материалов из периодической печати:

1. Журнал «Ребенок в детском саду» 5,2004г. Артикуляционная гимнастика (стр. 20)

2. Журнал «Обруч» Логоигры 2,2005г «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянов

3. Журнал «Музыкальный руководитель»

Оснащение педагогического процесса

• Разработка перспективно тематического планирования

• Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов)

• Разработка планов занятий в сотрудничестве с учителем – логопедом, согласно тематическому планированию образовательного процесса в ДОУ.

• Изготовить картотеку карточек «Пальчиковые игры Железновых»

• Изготовить картотеку «Забавные чистоговорки с музыкой» Т. А. Куликовская

• Изготовить картотеку «Игры на развитие речевого дыхания»

• Составить сборник видеоматериалов «Логопедические распевки»

• Составить альбом по дыхательной гимнастике Стрельниковой

Внедрение оздоровительной технологии в образовательный процесс.

• Внедрение игр и упражнений для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыхания.

• Внедрение игр на развитие силы и высоты голоса.

• Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

• Внедрение игр на развитие слухового внимания.

• Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата, правильного звукопроизношения.

• Отчёт по теме самообразования.

План освоения оздоровительных технологий

Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

Игры для развития

речевого дыхания Веселое путешествие.

Улетай тучка.

Осенние листья. Подуй в дудочку!

Сдуй листочек Сдуй снежинки.

Свистульки.

Летите птички. Бульки. Капитан.

Воздушный шарик.

Веселая песенка. Приятный запах.

Вертушка. Василек.

Одуванчик.

Пой со мной. Надуй шарик.

Лети бабочка.

Птицы разговаривают.

Игры на развитие силы и высоты голоса. Коровка

Дождик Поход в лес.

Уложи куклу. Тихо – громко.

Дружные ребята. Спуск с горы.

Большой - маленький Самолет

Ножки.

Домики.

Лесенка. Наша Таня громко плачет.

Ракета. Дом.

Котята.

Жук.

На велосипеде.

Была тишина. Идет бычок качается.

Вездеход.

Гром.

Игры на развитие мелкой моторики На лугу Жили у хозяйки Дом Теремок Под сосной Ой, чек Ракета Курочки

Игры на развитие слухового внимания Репка Мыши Смешные человечки Машина На футболе Разыгра Камаз Черепашенок

Игры на развитие артикуляционного аппарата. Овечки

Лошадка Караси

Коза Волк

Печка Мишка

Весело Кольцо

Печка Лиса

Волк Змея

Песок Оса

Пчела

Игры для правильного звукопроизношения Птичка

Эхо Белка

У берега, речушки Мышка

Елочка Индюшата Ерш

Корова Гололет Селезень

План работы с родителями

Оформление газеты: «Логоигры с детьми дома» Сентябрь

Оформление консультации : «Игры на развитие речевого дыхания» Октябрь

Презентация для родителей: «Логоритмика в нашей группе». Ноябрь

Консультация для родителей в контакте: «Играем пальчиками, развиваем речь». Декабрь

Консультация для родителей по дыхательной гимнастике Стрельниковой. Январь

Совместное музыкальное занятие «В гости к сове» Февраль

«Веселые пальчики с мамой» - консультация по запросу родителей (предоставление интересующей информации) Март

«Подведение итогов». Апрель

Игры и упражнения для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен.

Цветок.

Распустился наш цветок-

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать.

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю,затем-через левую по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Капитан.

Данное упражнение направлено на развитие умения чередовать плавный и сильный выдох. Вместе с детьми нужно сделать маленькие кораблики из разноцветной бумаги. Берется тазик с водой и опускаются туда кораблики. Дети рассаживаются вокруг тазика,на край которого прикрепляются значки (город-порт).Ребенок складывает губы для звука "ф" и плавно дует на кораблики. Далее объявляется сильный ветер,дуем быстро и сильно,сложив губы для звука "п".

Приятный запах.

Упражнение направлено на умение произносить предложение на плавном выдохе. Для игры нам необходимы ароматные фрукты,цветы или другие ароматы. Детям предлагается понюхать предметы и произнести фразу,означающую удовольствие, например:"Ах,какой аромат! Очень вкусный запах!".

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Улетай тучка

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить тучку Можно использовать елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с тучкой Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Осенние листья

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Снег идёт (сдуй снежинки)

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Также можно организовать игру "Дед или баба?" :

- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Летите, птички!

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Бэ – э!»)

Тянет – потянет, вытянуть не может (дети поют «Ух –ух–ух-ух!»)

Позвал Дед Бабку (дети поют «Ау-ау-ау-ау!»)– громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух-ух-ух!»)

Позвала Бабка Внучку (дети поют «Ау-ау – ау-ау!»)– громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух–ух-ух!»)

Позвала Внучка Жучку (дети поют «Ав – ав – ав-ав!»)– громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала Жучка Мурку (дети поют «Мяу-мяу – мяу-мяу!»)– ласково.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала Мурка Мышку (дети поют «Пи –пи –пи -пи!»)

Тянут – потянут, вытянули репку (дети поют «Ура–ура –ура!Ух!»)–радость.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как средство коррекции речи
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 04:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД