Получи документы

Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи

татьяна федотова
Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи

Цель данной работы - поиск наиболее эффективных игр, упражнений в процессе коррекционно-воспитательной работы по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с целью были определены следующие задачи работы :

1. Изучить литературу по проблеме развития речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи.

Публикация «Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

2. Подготовить перспективный план работы по развитию речевого дыхания.

3. Разработать комплекс занятий, игр, упражнений.

4. Реализовать этот комплекс на практике.

Глава 2. Организация занятий по развитию речевого дыхания.

2.1 Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого

дыхания у детей с нарушениями речи.

В данной работе принимали участие 13 детей старшей группы с нарушениями речи детского сада №15 "Берёзка" Башкортостан г. Октябрьский. Коррекционно-логопедическая работа велась и ведётся по программе Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». И специальной программы Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)".

После проведения обследования, изучения речевых протоколов, речевых карт, я пришла к выводу, что свою работу по постановке звуков надо начинать с постановки речевого дыхания.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Исходя из анализа методической литературы, я выделила основные задачи по развитию речевого дыхания.

Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания :

- вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя игры и упражнения;

- воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе, путем подражания речи взрослого.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, я использовала элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно.

Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Работа над развитием произвольного речевого дыхания с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями проводилась посредством игровых упражнений: дутье через соломинку в стакан, надувание воздушных шариков, мыльных пузырей, дутье на разноцветные вертушки, дутье на одуванчики весной и т. п.

При всех этих играх дети непроизвольно учатся делать вдох через нос, выдох через рот. Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется результатами работы по постановке и автоматизации звуков.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап.

Выработка правильного диафрагмального дыхания. Цель: нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.

Упражнения на дыхание

1. Исходное положение (и. п.) : встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую - на рёбра. Глубокий вдох на счет "раз", задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух).

2. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5.

3. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет "раз", плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух, затем добрать воздух и продолжить считать до 8-10.

Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания.

Левую руку положить на живот, правую - на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный, плавный выдох через нос.

Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем медленно и плавно выдохнуть через рот.

Игровые упражнения "Мячик", "Шарик", "Шарик - ямочка".

Второй этап

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Игровые упражнения

"Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые" (дутье на полоски, листочки и др.). Дутье на подвешенные бумажные игрушки - жуков, бабочек, птичек и др. Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки. Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля, вставленные в воду. Игра с воздушными шарами ("Чей шар поднимется выше?"). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок ("Чья машинка уедет дальше?"). "Погаси свечу", "Футболисты", "Забей мяч в ворота", "Горячий чай".

Третий этап

Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).

Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет "раз" (рот открыт). Задержать воздух на счет "раз" и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и].

Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков:

аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа-ууу.

Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш].

Игровые упражнения.

"Погреем ручки" (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х, "Проколотый мяч" (произносятся звуки «шшшш» или «ссс», "Комары и комарики" (произносится звук «зззз», "Большие и маленькие жуки" (произносится звук «жжжж», "Насос" (произносится звук «сссс»). Следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.

Четвертый этап.

Произнесение слогов и звукоподражаний.

"Эхо". Заблудились мы в лесу, закричали мы "Ау!"

"Разговор игрушек". Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. "Разговор инопланетян" (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы, "Кто как голос подает?" ( Кукушка: "Ку-ку, ку-ку". Лошадка: "Иго-го-о-о". Кошка: "Мяууу". Собака: "Гавввв", "Аффффф", Курочка: "Ко-ко-ко-ко". Петух: "Ку-ку-ре-ку"). "Позовем голубей" (гули-гули-гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: "Ух! Ух! Ух!", "Дровосеки".

Пятый этап.

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре, дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

2. Глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3-4 слов на выдохе, например "Лола мыла куклу Милу".

3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: "Мама Милу мылом мыла (вдох, Мила мыла не любила".

Правила проведения работы по формированию

речевого дыхания.

1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.

2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.

3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.

4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

5. Не делать слишком большой вдох.

6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

9. Переход от данного этапа работы к другому, осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.

10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания (направление работы, упражнения).

Во время игр стараюсь проследить за правильным выдохом у ребёнка. Для этого необходимо помнить, что выдох считается правильным только в том случае, когда:

- Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

- Совершает выдох плавно, не толчками.

- Во время выдоха губы не сжимает и не надувает щеки, а складывает их трубочкой.

- Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.

- Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

- Не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора и пения.

При всех этих играх дети непроизвольно учатся делать вдох через нос, выдох через рот.

Во второй половине дня, в процессе игровой деятельности, индивидуальных, подгрупповых занятий с воспитателями, также давались задания в виде игр и упражнений на развитие речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи. Для воспитателей была подготовлена картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Для воспитателей были проведены консультации: «Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи», «Упражнения для развития дыхания у детей с нарушениями речи на занятиях и в игровой деятельности.

Во время проведения фронтальных занятий я использовала элементы фоноритмики, которые непосредственно выполняют задания по постановке правильного речевого дыхания. Дети пропевают звуки, а для длительности пропевания нужен правильный вдох, запас воздуха в лёгких. (Приложение № 6). Игры и упражнения, предложенные на занятиях, дети выполняли с удовольствием, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью.

Элементы речевых игр, упражнений на развитие дыхания я использую при проведении логоритмических занятий.

Проводилась большая работа с родителями. Для родителей были проведены консультации «Развитие речевого дыхания», «Упражнения для развития дыхания у детей с нарушениями речи», «Игры для развития дыхания». Оформлены папки-передвижки, ширмы с красочным материалом «Дыхательная гимнастика», «Дуем, дуем, задуваем, звуки улучшаем», «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей» Памятка по проведению речевых упражнений и игр «Дыхательная гимнастика» (Приложение №10). Предложены компьютерные игры на развитие речевого дыхания на сайте «Мерсибо» («Помоги взлететь вертолёту», «Мельница», «Подуем на одуванчики» и т. д.)

Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы

над развитием речевого дыхания :

* Вдох через нос, выдох – ртом.

* Губы во время выдоха «трубочкой».

* Выдох должен быть продолжительным и плавным (предметы, предлагаемые ребёнку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребёнка).

* Не поднимать плечи при вдохе.

* Не надувать щёки при выдохе.

* Упражнения на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

* Следить за осанкой ребё нка: спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи.

* Упражнения дыхательной гимнастики должны проводить в хорошо проветренном помещении.

* Все упражнения проводить в игровой форме, только с положительным настроем.

Методы обучения:

Практические, наглядные, словесные.

Принципы корригирующего обучения :

* Научность,

* Системность и последовательность.

* Доступность.

* Наглядность.

* Прочность.

* Воспитывающий характер обучения.

* Сознательность и активность.

* Индивидуальный подход.

Модель подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:

– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений;

– применение оздоровительных методов, направленных на осознание использования речевого дыхания в повседневной жизни - ароматерапия.

Используя подход по формированию речевого дыхания, я решала задачи по следующим направлениям:

• формирование диафрагмального типа дыхания,

развитие физиологического и речевого дыхания,

развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,

развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,

работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,

• обучение ребенка соблюдению норм произношения,

• обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,

развитие общей и мелкой моторики,

развитие межполушарного взаимодействия.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это не что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать груднобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Публикации по теме:

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Фотоотчет «Проект по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок»Фотоотчет «Проект по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок» Фотоотчет по проведению консультации для педагогов ДОУ по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок» Тип проекта: практический, игровой.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 16:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД