Получи документы

Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ

Марина Коровина
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ

Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ

В современной литературе есть различные определения детского аутизма. На мой взгляд, наиболее точное определение дано в книге под редакцией С. А. Морозова «Аутистические расстройства: основы диагностики и коррекции». Авторы этой работы рассматривают детский аутизм как искаженный вариант психического нарушения развития, связанный с дефицитом главной потребности в общении вследствие патологии эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Под центральным моментом патологии понимается нарушение главной потребности в общении, но не форм общения: речь звучащую, письменную, жестовую, тактильную.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ» размещена в разделах

В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребёнка с РАС практически в каждой образовательной организации. Адаптация таких детей крайне затруднена, прежде всего из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием нетипичных форм поведения. Актуальной проблемой в сопровождении ребёнка с РАС является и то, что родители не всегда понимают и принимают особенности своего ребёнка. При выборе ДОУ родители редко обращаются за советом к экспертам, часто скрывают диагноз ребёнка. В свою очередь, сотрудники ДОУ заранее не знают об особенностях ребенка, который к ним попадает. Многие специалисты имеют смутное представление о том, что такое аутизм, не говоря уже о методах и приемах работы с такими детьми. Алгоритма поведения воспитателя в таких ситуациях нет. Отдавая ребенка в ДОУ, родители считают, что ребенок в достаточной степени владеет навыками, необходимыми, по их мнению, для начала посещения детского сада.

Особенности поведения аутичного ребёнка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОУ. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение его качества жизни, т. е. достаточный уровень самостоятельности, возможность устанавливать социальные отношения, возможность учиться и работать, доступ к активному отдыху и досугу.

Основной целью сопровождения ребёнка с РАС в дошкольном образовательном учреждении является его подготовка к школьному обучению. Для этого необходимо:

- выявить особые образовательные потребности каждого конкретного ребёнка с РАС;

- создать специальные образовательные условия в ДОУ, подобрать команду специалистов и обеспечить согласованность их действий при реализации образовательной программы;

- организовать работу по социальной адаптации и развитию социальных навыков, коррекции познавательной деятельности, формированию и коррекции социально-эмоциональных, коммуникативных, регулятивных навыков и социально-бытовых компетенций.

Исходя их того, что каждый ребёнок с РАС уникален, программа сопровождения должна быть индивидуализирована. В настоящее время, в соответствии с ФГОС пишется адаптированная основная образовательная программа для детей с РАС. Эту программу можно использовать для составления в дошкольной организации программы психолого-педагогического сопровождения особенного ребёнка.

Создание специальных образовательных условий для детей с РАС предполагает обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта, наличие упорядоченной пространственно-временной структуры среды, разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребёнка, дозирование нагрузки и индивидуализация оценки достижений.

Для того чтобы ребёнок с РАС чувствовал себя комфортно пространственная среда должна включать в себя отдельное рабочее место, место уединения. Необходимо учитывать и сенсорные особенности ребёнка (возможно использование наушников, утяжелителей и т. п.).

Упорядоченная временная среда предполагает использование и индивидуальное следование расписанию (в ДОУ и дома, средств альтернативной коммуникации.

Для успешного взаимодействия специалиста с ребёнком с РАС необходимо соблюдать несколько условий :

- формулировать инструкцию чётко, коротко и понятно для ребёнка;

- соблюдать чё ткую последовательность: инструкция-её выполнение;

- контролировать выполнение задания;

- чередовать простые и сложные задания;

- поощрять и подкреплять правильно выполненные действия;

- подбирать такие задания, которые требуют независимого выполнения;

- использовать различные приёмы при привлечении и удержании внимания ребёнка;

- привлекать родителей к реализации коррекционно-развивающих программ.

Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Это проявляется через ознакомление с содержанием образования, технологией, методами и приёмами работы; в продолжении обучения через задания на автоматизацию навыков домашних условиях.

Для более эффективного сопровождения ребёнка с РАС в условиях ДОО необходимо повышать квалификацию и улучшать профессиональные навыки всех сотрудников (не только специалистов, но и воспитателей, младших воспитателей и т. д., читать современную литературу по психологии, посещать курсы АВА, консультироваться с другими, более опытными специалистами. Улучшать условия в ДОУ для детей с проблемами в развитии. Обеспечивать лучший присмотр и уход, если ребенок посещает сад с обязательным пятидневным пребыванием, терпеливо и внимательно относиться к ребенку. По возможности помещать ребенка в группу малой наполняемости, обеспечивать большим количеством занятий с логопедом и психологом.

Работать над человеческими качествами. Хотелось бы, чтобы специалисты любили и принимали детей, были добрее, терпеливее, относились к каждому ребенку как к личности и не рассматривали группу, как безликую массу. Стремиться осуществлять индивидуальный подход к детям, подбирать задания по возрасту и по возможностям ребенка, учитывать его особенности и помогать ему. Поддерживать контакт с родителями ребенка.

Родителям можно порекомендовать в первую очередь искать для ребенка специализированное учреждение или вариативные формы образования (лекотека, группа кратковременного пребывания, специализированный детский сад, в котором сотрудники имеют опыт работы с особыми детьми). Прежде чем отдать ребенка в сад, поговорить со специалистами и директором учреждения, узнать, готовы ли они работать с вашим ребенком. Уточнить количество детей в группе и выбрать группу с малой наполняемостью. Соотносить возможности ребенка с возможностями ДОУ. Стараться готовить ребенка к посещению ДОУ. Обращаться в ПМПК.

Только при соблюдении рассмотренных выше условий, работа с детьми c РАС будет эффективной.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

Исследовательская работа «Выращивание цинний и бархатцев в комнатных условиях» (средняя группа) Введение «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Ганс Христиан Андерсен Цветы - красота природы и ее щедрость. Их любят.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора-присосок с детьми 2–3 летКоррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора-присосок с детьми 2–3 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию коррекционно развивающее занятие с использованием конструктора –присоски.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 22:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД