Получи документы

«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет (2 фото)

Юлия Мастихина
«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет

Цели: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями. Воспитывать интерес к национально – культурной жизни русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями русской избы, образом жизни русских людей в старину;

- уточнить и расширять представления о предметах быта на Руси (рушник, кувшин, ухват, чугунок, лапти, прялка, скамья, о способах изготовления и материалах;

- ввести детей в особый самобытный мир путем его действенного познания с окружающими предметами.

Публикация «„Как жили люди на Руси“, Мини-музей предметов русского быта, Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать навыки речевого общения;

- активизировать и обогащать словарь;

- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- пробуждать у детей чувство любви к родному краю, его прошлому;

- воспитывать в душе ребенка любознательность, чувство красоты, помочь понять, что они часть русского народа;

- приобщить детей к народным культурным традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, восхваляя положительные качества: гостеприимство, доброту, уважение к труду.

Интегрируемые образовательные области:

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- коммуникативно-личностное развитие.

Словарная работа: рушник, кувшин, ухват, чугунок, лапти, прялка, скамья, лучина

Демонстрационный материал: слайды, аудиозапись русской народной песни «Пряха»; стилизованные предметы русского быта (ложки, кувшин, глиняный горшок, плетеные корзины, скатерти, рушники, салфетки, лапти, печка и др.); клубки ниток на каждого ребенка.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Педагог приветствует детей по старинному русскому обычаю, с поклоном:

- Доброго вам здоровица, дорогие дети!

- Как вы думаете, почему я поздоровалась с вами по старинному русскому обычаю? (ответы детей)

Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, я расскажу вам о том, как жили люди на Руси в давние времена.

Ира «Давно-сейчас»

- Я буду называть вам слова, а вы будете показывать руками назад, если это было давно. И перед собой, если этим предметом пользуются сейчас.

Квартира – изба, босоножки-лапти, чайник-самовар, фонарь-свеча, электроплита – печка, кастрюля – чугунок, шкаф – сундук, колодец – водопровод.

II. Основная часть

Демонстрация слайдов.

Слайд 1. "Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют".

-Ребята, как вы думаете, почему Русь называли деревянной (избы, посуда, мебель, многие предметы быта были деревянными).

Слайд 2. Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон.

Слайд 3. Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Слайд 4. Был в избе печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Слайд 5. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.

Слайд 6. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Слайд 7. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки) стольцы (табуретки, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Слайд 8. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Слайд 9. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска.

Слайд 10. Лучина (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или освещение избы.

История – очень давнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование», рассказ о событиях прошлого».

Я знаю, что вы любите и интересуетесь историей. За многие века история накопила огромное количество сокровищ и бережно хранит их для будущих поколений. Как вы думаете, что представляют собой эти сокровища? (Ответы детей)

- Это предметы истории, культуры прошлого и настоящего.

- А что такое прошлое? (Ответы детей)

- Всё, что мы видим и слышим, мгновенно становится прошлым, но не исчезнет, а остается с нами.

- Да, дети, правильно. Самое важное из того, что произошло, мы не только помним, но и используем. Двигаясь вперёд, люди опираются на знания, умения, опыт тех, кто жил до них.

- Дети, как вы думаете, где хранятся предметы истории? (Ответы детей)

- Я думаю, что прошлое истории хранится в музее.

- Правильно. И сегодня приглашаю вас на экскурсию в музей. Наш музей не простой, а волшебный, поэтому все предметы здесь можно потрогать, подержать в руках.

Пальчиковая гимнастика.

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем,

Стол стоит на толстой ножке.

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом,

Вот такой я видел дом.

- В нашем музее собраны предметы русского быта.

- Какие из предметов вам знакомы? Назовите их и расскажите, для чего они нужны и как использовались, из чего сделаны.

- Скатерть.

- Кувшин

- Отгадайте загадку, о каком предмете идёт речь?

На топтале был,

На кружах был,

На пожаре был,

Домой пришёл –

Семью накормил.

Ответы детей. (Глиняный горшок.)

- Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из

глины, а потом обжёг в печи.

Воспитатель комментирует каждый предмет, рассказывает его историю.

- Лапти. Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т. д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

- Глиняные игрушки

- Рушник. Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. Из домоткани шили одежду для всей семьи. Девушки готовили себе приданое для свадьбы, подарки жениху и будущей родне.

- Печка. Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой…

- Корзина

- Самовар. Символом уюта, домашнего тепла, семейного очага является самовар. Его покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали.

- Деревянные ложки

Артикуляционное упражнение

Педагог обращает внимание детей на деревянные ложки.

- Вот у меня веселые ложки, почему я их так называю? (ответы детей)

- Возьмем ложки в руки, и не станет в доме скуки,

- Чтобы ложки весело играли, мы им поможем:

"Ра-ра-ра - веселимся мы с утра,

Ри-ри-ри - взяли ложки ложкари,

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Ложкари: "Ложки расписные своё дело знают,

Они в руках умелых весело играют".

- Расскажите, что вы чувствуете, когда берете в руки вещи, которые представлены в нашем музее? (ответы детей)

- В старину говорили: «Не на то руки достались,

Чтобы зря болтались».

- Все эти вещи сделаны руками мастеров и мастериц, в каждую вещь вложена частичка души, труд и тепло человеческих рук, поэтому все эти вещи как будто живые, каждая вещь рассказывает свою историю.

-Молодцы, много всего знаете. Раньше не было электричества, не было ни радио, ни телевизора, зимние вечера долгие, вот собирались женщины в избе, зажигали свечи, а как вы думаете, что же они делали?

- Красные девицы вязали, вышивали, пряли на прялках, плели кружева, а добрые молодцы лапти плели, ложки вырезали, готовили инвентарь к полевым работам. Никто не ленился. У всех было много дел.

Слышится мяуканье.

- Кто же это да где же он (дети ищут котенка)

- Ах, котя - коток, что ж, он натворил?

Котя -коток, пушистый хвосток,

Под лавкой сидел, лапкой крутил, клубочки распустил.

- Помогите мне нитки в клубочки смотать.

- Ребята, мастерицы за работой всегда пели, недаром говорится:

"С песней и работа спорится" (куплет из р. н. песни "Молодая пряха")

Упражнение "Сматывание клубков"

А сейчас я приглашаю вас в гости в одну простую русскую семью, в прошлое, перенесемся на сто лет назад.

Инсценировка в исполнении детей

Деревенская изба: в ней печка, вёдра, коромысло, горшки, ухват, веник, стол, лавки. На столе - самовар, деревянные ложки, чугунок, лучина, хлеб.

Хозяйка: (обращается к своему мужу и сыну) “Иван Демьянович и ты Фролушка, идите щи отведайте”. Отец с сыном подходят к столу, садятся, крестятся, берут ложки и едят из общего чугуна.

Хозяин: “Ай, хороши нынче щи у тебя, Настасья Тимофеевна, получились”.

Хозяйка: “Да. Удались, крапивушка больно хороша попалась. Ты мне печку-то посмотри, дымит что-то, да и прялка сломалась. Наладить бы. Лапти прохудились у Фролушки, подлатал-бы. Поглядел бы”.

Хозяин: Печку поглядел, наладил. Лапти вечером залатаю, а уж прялку – завтра. (бьёт сына ложкой по лбу) Не балуй за столом, ешь!” Мать утешает ребёнка, даёт свистульку, гладит по голове говорит: “ Тятьку слушать надо, не шалить за столом”.

Кланяются, уходят.

Умели русские люди работать, любили и повеселиться и поиграть.

Подвижная русская старинная игра «Лень».

Один играющий сидит в центре круга, все дети стоят по кругу.

Дети: Что ты, лень, лежишь?

Лень: Пить. Есть хочу!

Дети: Что же тебе надобно?

Лень: Явства баярские, питье государское!

Дети идут по кругу, поют:

Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулася спина –

Там рожь густа.

С зерна-то пирог,

С колоска – весь мешок!

Поскачи, попляши, лень, тогда дадим пить-есть!

Дети хлопают. Лень пляшет.

- А теперь не зевай, нас скорее догоняй!

Угощение детей чаем и баранками.

-Я и мой Фока толстячок желаем, чтобы у вас было и житьё и бытиё, и здоровьице, а кто такой Фока толстячок, догадайтесь сами:

"Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит".

- Только пить мы будем не чай, а русский напиток сбитень, а из чего сбитень приготовлен, вы мне сейчас скажите сами. (дети по запаху определяют мед, по внешнему виду: листья малины, смородины, липовый цвет.)

III. Обобщение и выводы.

- Сядем за стол рядком, да поговорим ладком, расскажите мне, где же вы бывали, что же видали? (Ответы детей)

- Что же больше всего вам понравилось в жизни русских людей в давние времена? (ответы детей).

«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет
Фото «Как жили люди на Руси»
Публикации по теме:

Проект «Предметы русского быта» Проект «Предметы русского быта» Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 5 лет. Введение: Ни для кого.

Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям,.

Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы» Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: • Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме «Как жили древние люди?» Цель: формирование элементарных представлений об истории человечества через реконструкцию образа жизни древних людей. Задачи: 1. Дать детям.

Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Рассматривание предметов быта в младших группах.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.

НОД «Секреты знакомых предметов. Свеча» для детей 6–7 лет ЗАДАЧИ НОД Обобщить знания детей о материале (парафин) из которого изготавливают сечи в процессе исследовательской деятельности, формировать.

Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»Проект «Мини-музей «Предметы народного быта» Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный. Участники проекта: воспитатель Чекряк Г. П., дети 6-7лет, родители воспитанников. Актуальность.

Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа)Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа) Ребята, мы с вами пришли в музей, который называется «Русская изба». Давайте представим, что я хозяйка этого дома, а вы – мои гости. Мы.

Библиотека изображений:

Публикация «Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Мастихина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 19:17
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД