Папки-передвижки

Программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Я рисую»

Диана Зырянова - Шкода
Программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Я рисую»

Программа дополнительного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

художественно-эстетической направленности

«Я рисую

Работу выполнила ___ Зырянова-Шкода Д. Г.

Краснодар

2024

Введение.

Публикация «Программа дополнительного образования детей с ОВЗ „Я рисую“» размещена в разделах

Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени. При этом дополнительное образование является равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ (умственной отсталостью и ТМНР, которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Социальное значение обучения детей с умственной отсталостью изобразительному искусству в системе дополнительного образования в условиях дома-интерната для детей-инвалидов можно считать важным по следующим причинам:

1. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.

2. Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы, формированию у детей социально-позитивных ценностных ориентировок.

3. Рисование является одним из самых доступных и популярных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи.

4. Дополнительная образовательная программа дополняет учебные программы по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

Занятия в «Изостудии» в системе дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях дома-интерната для детей-инвалидов являются составной частью всестороннего развития детей данной категории т. к. способствуют развитию духовного потенциала детей с ОВЗ средствами художественно-эстетической деятельности.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал.

Умственно отсталые дети в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т. д., неустойчивая эмоциональная сфера (особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству) создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.

Поэтому ребенку с ОВЗ (умственной отсталостью) необходимы средства выразительности адекватные, в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству умственно отсталого ребенка потенциально должно содержать в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

Содержание дополнительной образовательной программы предусматривает, в основном, использование художественных неклассических техник, как средств выразительности, раскрывающих суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. Неклассические техники дают возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию образы, избегая при этом приметива. Простыми способами ребенок с умственной отсталостью расширяет свои изобразительные возможности, учится отображать предметы, объекты и явления окружающего мира.

Занятия изобразительным искусством с умственно отсталыми детьми в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей обучающихся. Они предоставляют возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход к обучающимся в выборе сложности выполнения задания, поддерживают интерес обучающихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира.

Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.

Для детей с умственной отсталостью важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.

Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Таким образом, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в следующем:

-программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации;

-программа предполагает широкое использование нетрадиционных художественных техник, которые позволяют раскрыть возможности самых необычных материалов и тем самым расширить кругозор детей, разбудить интерес к творческому труду.

-программа носит вариативный характер и направлена на работу с детьми с умственной отсталостью с различным уровнем подготовки.

Основная цель дополнительной образовательной программы – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.

Основные задачи:

Обучающие:

-ознакомление на элементарном уровне с основами изобразительной грамоты;

-формирование умения пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; создание условий для проявления ребенком стремления экспериментировать с материалом, инструментами;

-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;

Коррекционно-развивающие:

-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

-воспитание интереса к творчеству в области изобразительного искусства;

-воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

-воспитание бережного отношения к материалам, инструментам;

Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ (умственной отсталостью) от 5 до 7лет.

Для поддержания интереса детей к творчеству рекомендуется использовать разнообразные формы организации образовательного процесса : учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.

Виды занятий: групповые (от 3-х до 5-ти детей, подгрупповые, индивидуальные.

Типы занятий:

-комбинированные занятия ( сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть- сообщение нового);

-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков- основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям);

-занятия-экскурсии (экскурсии в музей, в природу с целью получения и закрепления теоретических знаний и представлений);

-занятие-вернисаж (с целью подведения итогов реализации программы по каждому блоку, разделу; проводятся в форме организуемых детьми выставок на базе изостудии, на улице);

-занятие-любование (пленэр) (с целью развития познавательных и эмоциональных чувств, обогащения духовного мира ребенка через любование красотой окружающего мира: деревьев, цветов, травинки, веточки и т. д., проводятся на природе, в парке, на улице).

Практические упражнения и задания.

1. Материалы и принадлежности для рисования

Экспериментальные упражнения с изобразительными средствами. Свободное манипулирование разнообразными изобразительными средствами. Упражнения в получении точки (прикосновение острия карандаша, кисти, фломастера к изобразительной плоскости, пересечение линий, штрихов, линии, штриха.

2. Цвет, цветовое изображение

Экспериментальное манипулирование с красками, нанесение цветовых пятен на лист бумаги.

Упражнения на соотношение цвета с конкретным предметом.

Упражнения, направленные на выделение цвета, получение оттенков путем смешивания, эксперименты с цветом.

3. Техника работы с кистью

Практические упражнения в нанесении мазков кистью по образцу, показу и в совместной деятельности.

Упражнения, направленные на выделение формы, величины.

Закраска готового изображения предмета одним цветом.

4. Композиция и перспектива в рисунке

Упражнения в правильной компоновке рисунка на листе. Практические упражнения с шаблонами и трафаретами.

Практические упражнения в изображении предметов в перспективном изображении («Тропинка», «Аллея»).

5. Специфика работы с графическим материалом

Рисование графитными и цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Графические действия по показу.

Рисование с помощью линий и опорных точек «Ежик», «Дерево».

Нанесение хаотичной штриховки.

Работа с трафаретами (нанесение штриховки внутри трафарета, хаотичная штриховка готового изображения). Работа с раскрасками.

Рисование с помощью тушевки, закрашивание с помощью тушевки готового изображения крупных объектов (тушевка пальцами, ватным диском).

Упражнения в наложении слоев разного цвета один на другой с помощью цветных карандашей, восковых мелков. Бесформенная штриховка, закрашивание готового изображения крупных объектов. Вертикальная штриховка «Северное сияние».

Экспериментальное рисование фломастерами. Упражнения в наложении слоев разного цвета с помощью фломастеров. Хаотичная штриховка, работа с раскрасками. Экспериментальное рисование фломастерами и водой.

6. Работа с акварельными красками

Экспериментальные упражнения с акварельными красками. Закрашивание крупных объектов. Упражнения в заливке плоскости цветом в технике по - сырому и по сухому. Рисование с помощью приемов вертикального вливания и центрического вливания цвета в цвет («Горы», «Цветы»).

7. Рисование с помощью гуаши

Экспериментальные упражнения с гуашевыми красками, выполнение рисунка пальчиками, кулачками, нанесение крупных пятен, мазков, дорисовка до образа с помощью подручных средств. Выполнение, фона гуашью. Рисование краской одного цвета на цветной бумаге «Ночь», «Снегопад». Рисование с помощью гуаши «Орнамент» (растительного характера, «Натюрморт» (рисование с натуры).

Предполагаемые результаты.

Имеет представление. Умеет.

О правилах поведения в изостудии, о материалах и принадлежностях для рисования.

О цвете, цветовом изображении.

О точке, линиях, штрихе, тоне.

О композиции, перспективе (повторяет термины за педагогом).

О приемах рисования графитными и цветными карандашами, фломастерами и цветными мелками.

Об акварельных красках, способах их смешения.

О гуашевых красках, ее свойствах, способах смешения гуашевых красок.

О натюрморте, орнаменте, пейзаже. С помощью педагога организо-вать рабочее место.

С помощью педагога подбирает цвет в соответствии с изображаемым предметом.

С помощью педагога и в совместной деятельности с педагогом рисует с помощью линий и опорных точек, выполняет практические упражнения в нанесении мазков кистью.

Под контролем и с помощью педагога по возможности соблюдает в рисунке пространственные отношения,компонует рисунок на листе бумаги.

С помощью педагога и в совместной деятельности выполняет графические действия, практические упражнения с шаблонами, трафаретами, раскрасками.

С помощью педагога и в совместной деятельности выполняет упражнения в заливке плоскости цветом, рисует с помощью приемов вертикального и центрического вливания цвета в цвет.

С помощью педагога выполняет фон гуашью, закрашивает крупные объекты.

С помощью педагога выполняет приемы примакивания и нанесения гуашевых красок крупными мазками, перекрывая друг друга.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. «Лесные звери»

Цель задания : определить умения выполнять точные движения пальцами рук. Оборудование: карандаш. картинки с изображением точками животных

Содержание задания : Экспериментатор дает детям инструкцию: "У вас на столах лежат картинки с животными. Обведите карандашом изображение по точкам и узнайте, какое это животное. Назовите его» .

Оценка результатов происходит в баллах. 5-баллов - аккуратные ровные линии, выполняет задание самостоятельно, при раскрашивании не выходит за края, 4-балла - неловкие движения рук, прерывистые линии, самостоятельно выполняет задания, при раскрашивании выходит за границы, 3-балла - выполняет задание только с помощью взрослого.

2. «Осенний дождь»

Цель задания : определить умение выполнять движения карандашом в заданном направлении.

Оборудование: картинка с изображением облака, карандаш. Содержание задания : Экспериментатор дает детям инструкцию: "Ребята, обведите по пунктирным линиям капли дождя в заданном направлении.» Оценка результатов происходит в баллах.

5-баллов - аккуратные линии, нарисованные точно в заданном направлении, 4-балла - неровные, обрывистые линии, направленные в разные стороны, 3-балла -задание выполняется только со взрослым.

3. «Полосатый шарф»

Цель задания: определить умение различать цвета и воспроизводить их по образцу, соблюдая определенную последовательность (чередование).

Оборудование: образец работы, бумага,3 краски гуаши

Содержание задания : Экспериментатор дает детям инструкцию: «Раскрасьте свой шарф, как на образце. Чередуйте цветные линии. Сначала рисуем красную полосу, потом желтую, затем зеленую.

Оценка результатов происходит в баллах. 5-баллов - цвета названы и выбраны правильно, полосы расположены в заданной цветовой последовательности. 4-балла - цвета названы и выбраны правильно, при чередование цветовых полос допущены ошибки,3-балла-цвета названы и выбраны не правильно, в чередовании допущены ошибки.

4. «Прекрасный цветок»

Цель задания: определить умение ориентироваться на листе бумаги, соотносить цвет с образцом.

Оборудование: Образец работы, бумага, краски, кисти.

Содержание задания : Экспериментатор дает детям инструкцию: «Нарисуйте поляну с цветами, как на образце. В середине листа изобразите цветок, по краям поляны нарисуйте траву

Оценка результатов происходит в баллах. 5-баллов - находит центр круга, хорошо ориентируется на плоскости бумаги, 4- балла - находит центр круга, но испытывают трудности в расположение элементов,3- балл - не может найти центр круга, плохо ориентируется на листе бумаги, при расположении элементов, требуется помощь взрослого.

5. Дорисуй узор»

Цель задания : исследовать симметричность в изображение узора.

Оборудование: образец, краски, кисти.

Содержание задания : Экспериментатор дает детям инструкцию: «Продолжите узор на второй половине скатерти. Смотрите на образец

Оценка результатов происходит в баллах. 5-баллов - узор продолжен, соблюдена симметрия,4-балла - узор продолжен частично, симметрия не соблюдена,3-балла - Симметрия не соблюдена. При выполнении задания требуется помощь взрослого.

Упражнение 6. «Елочки и грибочки».

Используют коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, желтой и синей мозаики. Ребенку показывают мозаику и объясняют, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Затем показывают элементы красной мозаики. Такого цвета бывают грибочки. На панели размещают «елочку», потом «грибочек», потом снова «елочку» и т. д. Действия могут сопровождаться словами: «Елочки нарядные стали в рядок, а за каждой елочкой красненький грибок».

По мере усвоения задание усложняется, ребенку предлагается выбрать три цвета из четырех и т. д.

7. Техника «печатание листьями»

Оборудование: листья деревьев или кустарников (не засушенные, бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть, баночки для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес», «Дерево осенью»

8. Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для рисования размером A3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес»,

«Цветы»,

«Зоопарк»,

«Бабочки»,

«Мир животных»,

«Подводное царство»

9. Рисование с помощью линий и опорных точек «Ежик»

Конспект занятия.

I. Организационный момент.

Цель: заинтересовать детей, создать позитивное настроение к предстоящей образовательной деятельности.

На столе стоит корзина, накрытая салфеткой.

Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, что находится в корзинке?

Дети: да.

Воспитатель:

Послушайте загадку про него:

Лежала под ёлками подушка с иголками,

Лежала, лежала да как побежала!

Дети, какого зверька мы знаем с иголками? (ответы детей)

Исполнительский этап.

(Воспитатель достает игрушку ежика и показывает детям).

II. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Цель: - привлечение внимания, с помощью вопросов привлекать детей к диалогу.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Воспитывать желание прийти на помощь;

Развивать воображение, логическое мышление;

Уточнить знания детей о внешнем виде ежика.

Дети: Ежик.

Воспитатель: Да, дети, ежик! А где он живет, как вы думаете?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Правильно, дети. А вы знаете, что ежики живет в лесу, они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов. Давайте его рассмотрим. Какой ежик?

Дети: Колючий.

Воспитатель: Да, он колючий, на его спинке, очень много иголок. А можем мы с вами потрогать ежа?

Дети: Нет, он колючий.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ежик - хищник, он любит питаться насекомыми, жуками, пауками, гусеницами, дождевыми червями, а ещё, он питается растительной пищей – это грибы, жёлуди, трава, сладкие ягоды. Ежи также едят мышей, змей, ящериц. А когда ежик спит, или его кто-то испугал, он сворачивается клубочком, чтобы его никто не тронул.

Воспитатель: А почему его никто не трогает, когда он свернется клубочком?

Дети: У него много колючих иголок.

Воспитатель: Ой, ребята, послушайте, ежик издает звуки: «пых – пых!» Что это ежик делает?

Дети: Издает звуки.

Воспитатель: А как ежик издаёт звуки?

Дети: Пых – пых!

Воспитатель: Дети, ежик хочет нам рассказать что-то: «Я в лесу на полянке совсем один, мне не с кем поиграть».

- Ребята, а вы хотите поиграть с ежиком.

Дети: Да.

(Физкультминутка) :

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривают и выполняют

движения вместе с воспитателем).

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек.

Не умел он хлопать: хлоп- хлоп- хлоп!

Не умел он топать: топ- топ- топ!

Не умел он прыгать: прыг- прыг- прыг!

А мы с вами в лес пришли,

Ежика в лесу нашли.

Научили хлопать: хлоп- хлоп- хлоп!

Научили топать: топ- топ- топ!

Научили прыгать: прыг- прыг- прыг!

Научили «здравствуй» говорить. (здравствуйте).

И с детишками дружить. (обнимаются).

Ежик: - Как хорошо мы поиграли, спасибо вам дети.

- Но вы сейчас уйдете, а я останусь один. Вот если бы со мной в лесу, жили ежики – друзья, мне было бы с кем играть.

I. Ознакомление с новым материалом.

Цель: Знакомство детей нетрадиционной техникой рисование

Воспитатель раздает трафарет, который нужно правильно обвести. Объясняет детям правила.

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились красивые ежики, и нашему ежику будет интересно играть с друзьями.

Воспитатель: Ёжику тоже у нас понравилось, но ему пора возвращаться в лес.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение Я. Аким:

«Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой

Ежик даже смелый самый

Хочет жить с ежихой мамой».

Дети прощаются с ёжиком.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось

Задание 10- метод работы: «мазки».

Материал: бумага для рисования, гуашь, полоски картона, ватные палочки.

Ход работы: контур домов рисуем ватными палочками, кирпичики на домах, окна, крыши, дерево выполняются с помощью полосок картона – мазками (полоска картона согнута пополам и мазки выполняются сгибом картона). Взять тонкий картон, обмакнуть в краску или нанести кистью и печатать, крепко прижимая (дорожка, забор, домик, дерево). Рисование толстым картоном – нанести краску или много разных красок на картон, провести широкой стороной слева направо, при этом краски, сливаясь, дают неожиданный результат (машина, закат, дома, небо, трава, река). Рисуя тонким и толстым картоном, дети координируют свои движения, учатся соединять отпечатки в один сюжет. Круговое рисование картоном (бабочки, шары, крыши домов, радуга). Дома можно сделать фактурными, проведя по закрашенному дому зигзагообразным концом картона.

Заключение

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно Концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ представляющих собой целостную систему, благодаря которой возможно добиться желаемого педагогического эффекта. Основное требование образовательной программы - систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Новизна дополнительной образовательной программы «Я рисую…» состоит в том, что на протяжении всего периода реализации программы предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков, упражнения в компоновке рисунка на листе бумаги с соблюдением перспективы, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования) периодически, многократно на каждом занятии (при осваивании материала каждого раздела программы). Причем, содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Я рисую»
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 11:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД