Лучший педагог года

Использованием музыкально-речевой интонации в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Ларионова Тамара Ивановна
Использованием музыкально-речевой интонации в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. Начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания, необходимо развивать две стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку у ребенка развивалась достаточно успешно, нужно развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами. Ребенок не должен просто испытывать какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и эмоционально переживать выразительное значение музыкальных образов. Между звуковыми образами и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Педагогике известны такие случаи, когда при достаточно хорошем, можно сказать абсолютном слухе ребенка, эмоциональное реагирование на музыку отставало. При этом восприятие не было полноценным.

Публикация «Использованием музыкально-речевой интонации в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальное искусство связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание ее языка обуславливаются не только музыкальным, но и всем жизненным опытом человека.

Действия слухового восприятия формируются по тем же законам, что и действия восприятия зрительного, но это происходит в другой форме. Внешние ориентировочные действия при обследовании звуков заключаются в том, что ребенок подстраивает, приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего, движения голосовых связок, он пропевает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененно. Возможность улавливать свойства мелодии, вычленять звуки в слове возникает и развивается по мере того, как дошкольник сам овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков, воспроизводить их. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.

Музыка имеет свою специфику. Тогда лишь она становится источником познания, когда ее язык понятен слушателю. [/b] Чтобы воздействовать на формирующееся сознание ребенка средствами музыки, необходимо научить понимать ее язык и развивать восприимчивость к ней. Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.

При первом знакомстве с произведением я ставлю своей целью помочь детям услышать самое основное и существенное в песне или в инструментальной пьесе. Мои беседы направлены на то, чтобы облегчить маленьким слушателям восприятие. Мне важно, чтобы ребенок постиг содержание произведения в целом, понял его характер, проникся его настроением. В краткой вводной беседе перед исполнением пьесы или песни я стремлюсь разъяснить детям содержание, по возможности образно и конкретно. Многое зависит от нас – музыкальных руководителей. Насколько ярко преподносятся детям пояснения, насколько глубоко удается задеть их чувства. Значение имеют и интонация голоса, и мимика – весь комплекс впечатлений.

Важным моментом является обсуждение услышанного. Беседа о музыке – это, прежде всего разговор о том впечатлении, которое произвело на детей прозвучавшее произведение. Дети – слушатели обязательно должны стать собеседниками самостоятельно думающими, размышляющими, высказывающими вслух свои мысли и суждения. А для этого я стараюсь создать атмосферу доверительного общения. Не тороплю детей – даю им возможность осмыслить услышанное, не нарушаю настроение, вызванное музыкой. Выдерживаю небольшую паузу, а затем с помощью наводящих вопросов выясняем характер музыки: понравилась ли она? Какие чувства вызвало прослушанное произведение? Какую мысль хотел передать композитор? Какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал?

Начинаю разговор с простых вопросов, так как ответы на них вызывают доверие у ребят к самим себе, веру в собственные силы, а это не едва ли важное условие увлеченности. Потом вопросы постепенно усложняются и более сложные чередуются с более простыми. Важно выяснить жизненные связи музыки, ее социальную сущность, что она изображает объективные предметы и события жизни, явления природы: что выражает внутренний мир человека, его чувства, мысли. Считаю целесообразным обратить внимание на характер интонаций в той или иной пьесе и в связи с этим переход от одного настроения к другому.

Так, послушав пьесу «Январь» обращаю внимание ребят на то, как меняется характер мелодии. Сначала музыка звучит нежно, мягко. Но внезапно музыкальная фраза зазвучала тревожно. Что нарушило покой? Может быть в сказке, которую бабушка в сумерках рассказывает своим внукам, говориться о чем-то тревожном. Этого мы не знаем: ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то свое, мысленно рисует свою картину. Но какой бы она не была, настроение у всех похожее – ощущение тревоги. Потом музыка опять затихает, успокаивается, – улеглась в душе тревога. Снова тихая мелодия, словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Совсем иная по характеру музыка «Марта» – весенняя, светлая, мелодичная, нежная. Чьи трели слышны в музыке? Кто прилетел к нам в марте и оповещает о начале весны? Вероятно, дети смогут определить другое название пьесы – «Песня жаворонка» .Обращаю внимание на то, что звучание мелодии переноситься композитором в различные регистры (верхний и нижний). Благодаря этому, мы ощущаем в музыке простор, парение жаворонка высоко в небе.

Конечно, беседа о музыкальном произведении удастся, если это произведение будет отражать реальные жизненные ситуации, а музыка будет яркой, образной, естественной, в своем развитии, доступной восприятию детей.

Продумывая план беседы, стараюсь установить единство словесной и музыкальной частей беседы.

Мои беседы протекают, главным образом, в форме вопросов. Когда перед детьми стоит, конкретна задача, когда они должны дать ответ на поставленный мною вопрос, то отношение их к слушанию совсем иное, чем обычно. Путем вопросов я стараюсь не только мобилизовать их внимание, но и уточнить их представления.

Высказываясь, дети закрепляют то, что усвоили раньше, многое для них становится яснее в процессе высказываний. Постепенно расширяя кругозор детей, беседы знакомят с явлениями окружающей действительности через посредство музыкальных образов. Рассчитывать на то, что ребенок запомнит все содержание бесед, нельзя, но если даже не запомнит, все же в душе его останется след.

В моей работе также учитываются задачи развития слуха детей. Слух помогает ребенку учиться и говорить и петь. Слух способствует формированию эстетического вкуса ребенка, регулирует его голосовые проявления. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает слушать и постепенно слышать, голосовой аппарат все время совершает различные движения, связанные с речью и пением. Эти движения служат ему правильной подготовкой к правильному произношению и пению. Б. М. Теплов тоже отмечает связь развития слуха и голоса, устанавливая роль звуковых, музыкальных представлений в обучении детей пению. Принимая во внимание связь развития слуха и голоса, я считала, что развивать музыкальные представления детей необходимо путем слушания им доступной музыки и песни, разучивания музыкальных игр и плясок. Но также, путем разучивания песен, доступных им по трудности, т. е. по тесситуре и диапазону. Обучение пению детей дошкольного возраста развивает не только голос, но и способствует общему музыкальному развитию детей. Работа над раскрытием художественного образа и созданием эмоционального подъема не только поддерживает интерес к песне у детей, но и способствует успешности самого процесса обучения детей пению. Путем выразительного исполнения и разъяснения содержания песни воспитываю у детей любовь к ней и потребность к ее исполнению. Считаю, что исполнение произведений для детей должно быть всегда выразительным. Песни имеют то преимущество, что текст облегчает раскрытие музыкального содержания. Но это возможно в том случае, если произведение реалистично, если текст и музыка неразрывно связаны.

Также на музыкальных занятиях я использую игры с пением. Большинство их носит характер инсценировок. Это такие, как «Шла коза по лесу», «Золотые ворота», «Гори, ясно», «Васька-кот», «Заря-заряница», «Солнышко и дождик». Эти игры я часто использую на праздниках. Инсценировки так же, как и игры имеют огромное значение в развитии речи детей. Составляются они из ранее разученного с детьми материала. В некоторых случаях они подготавливаются с отдельными детьми сюрпризом для остальных. Дети инсценируют песни, народные прибаутки, стихотворения,они очень хорошо смотрятся маленькими зрителями и без лишнего напряжения выполняются детьми.

Активизация интонационно-речевого опыта дошкольников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.

Литература:

1. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/под ред. Л. А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. с. 213-238

2. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей»

3. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва «Баланс» - 4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4 1999г.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использованием музыкально-речевой интонации в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 августа 2020 в 07:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД