МААМ-картинки

Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

Ольга Мурина
Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

Сборник практических материалов учителей- логопедов Ивановской области "Логоапельсиновый микс-2018г" Независимая ассоциация "Педагогическая инициатива"Иваново, 2018г

Мурина О. В

Выпускница Шуйского филиала Ивановского государственного университета направление подготовки специальное «дефектологическое», воспитатель МБДОУ «детский сад комбинированного вида № 197» г. Иваново

Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

Публикация «Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

По данным литературы и собственным наблюдениям, в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, особенно детей с общим недоразвитием речи, когда нарушены все компоненты речевой системы (звуковой и смысловой стороны).

При работе с такими детьми специалисты особое внимание уделяют звукопроизношению, лексико-грамматическим категориям, связной речи, но не достаточное внимание уделяется описательной связной речи. Все это приводит к тому, что в дальнейшем дети испытывают сложности при написании сочинений и изложений. Это связано с тем, что при изложении материала у них нет внутреннего плана, т. е программы высказывания.

Поэтому специалистам просто необходимо особое внимание уделять описательной связной речи, так как это наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Проанализировав опыт педагогов и логопедов (О. Б Иншаковой, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко, В. К Воробьевой, О. С Гомзяк, Н. Е. Арбековой, В. П. Глухова, Н. В. Нищевой и др., пришла к выводу, что их главной целью является развитие связной речи, а формированию описательной связной речи уделяется не достаточное внимание. По данному направлению коррекционно-развивающая работа не представлена комплексно. Поэтому просто необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа специалистов по данному направлению.

Была разработана технология, которая реализуется через 3 основные направления, представленные в рис. 1

Рис. 1 Технология формирования описательной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)

Все направления необходимо использовать комплексно, так как они связаны определенной лексической темой. Основное ядро технологии - коррекционные занятия, которые должны проводиться 2 раза неделю, в утренние часы. На занятиях ведется работа по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразования и словоизменения, а также по формированию описательной связной речи [1,2,3,4].

Известно, что словесный метод обучения без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, как говорил великий педагог К. Д. Ушинский» «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро…»[5]. Многие исследователи, которые работают в данном направлении (Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименкова, В. К. Воробьевой и др.) предлагают использовать наглядность. Она может быть представлена ввиде опорных схем. Именно они являются зрительным планом, позволяющим легко воспроизводить информацию. Схемы позволяют развивать речь детей, облегчают процесс запоминания и усвоения материала, позволяют задействовать двигательную, зрительную и ассоциативную память, помогают зрительно представить абстрактные понятия, описать их, научиться работать с ними.

В настоящее время подобные схемы разработаны по многим темам и широко представлены в разных вариантах в литературе. Известные педагог Ткаченко Т. А. и Н. Е. Арбекова разработали схемы составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, домашних животных, временах года. Они все представлены в разных вариантах.

По аналогии описанных схем были созданы новые. На занятиях материал отрабатывался поэтапно: от простого к сложному. Данные схемы доработали в процессе работы. На занятиях материал отрабатывался поэтапно: от простого к сложному. На первом этапе обучения (октябрь-ноябрь) использовались схемы описания предметов (рис. 2). Данные предметы они используют в повседневной жизни и видят их в разных сочетаниях, поэтому им несложно описать предмет по таким характеристикам, как цвет, форма, размер, материал из которого предмет изготовлен, кем и для чего он используется, как ты к нему относишься.

Картинки, представленные в схеме, добавлены по определенной лексической тематике, они параллельны друг другу, это удобно и позволяет не нарушать логическую последовательность при изложении материала. Данная схема проста и понятна детям.

Рис. 2 Схема для описания фруктов и овощей

Наиболее интересны детям приемы «От лица разных героев» и «перемещение во времени». Дети узнают абстрактные понятия, учатся рассказывать на нужную тему, привлекая знания из личного опыта. В этом помогает разработанная схема по описанию планет. (рис. 3)

Рис. 3 Схема для описания космических планет

Приобщать дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства помогает, разработанная схема по описанию страны России (рис. 4)

Рис. 4 Схема для описания страны России

Рассказать о любом празднике помогает схема, представленная на рис. 5

Рис. 5 Схема для описания праздников

Данная схема проста в применении и помогает рассказать четко и последовательно о любом празднике.

Самый сложный вид рассказывания - обучение сюжетным и пейзажным картинам. В современной литературе не представлено схемы, которая бы подходила для описания всех сюжетных картин, поэтому была разработана своя схема, представленная на рис. 6

Рис. 6 Схема для описания сюжетных и пейзажных картин

Данная схема с картинками- подсказками научит ребенка отличать картины живой природы и рукотворного мира, четко называть, где происходит действие, кто изображен на картине : люди или животные, описать какие действия они выполняют. К тому ребенок начинает искать доказательство того или иного времени года, а это позволяет задействовать несколько видов памяти и способствует развитию логического мышления.

Доказано, чем осознанней ребенок начинает воспринимать окружающее, тем содержательней и глубже становиться его эстетические чувства. Игровой прием «вхождения в картину» побуждает детей внимательно всматриваться в объекты картины, придумывать название картинам. Наиболее важный момент научить детей подбирать сравнения, образные выражения, используя игровые приемы. Это помогает обогатить словарный запас. Он учиться выражать свое отношение к данной картине, обосновывает свое мнение, выбирая объекты, которые привлекли его внимание. Взрослый помогает ребенку, учит видеть какую палитру красок, которую использует художник для своего шедевра, что он этим хочет показать.

Картинки, представленные в схеме параллельны друг другу, это удобно и позволяет не нарушать логическую последовательность при изложении материала. Можно отметить, что разработанная схема едина для всех картин и детям было легко рассказывать о таких картинах как «Проводы русской зимы», «Профессия – пожарный», «Планета Земля. Страна. Родина», «Путешествие в космос», «Праздник бабушек и мам».

Данные схемы были апробированы в дошкольном учреждении и доказали свою эффективность. Модели-схемы способствуют удержанию внимания, облегчают процесс запоминания учебного материала. Дети учатся выстраивать свое высказывание по определенной схеме, используя сюжетные картины и предметы, сравнивать предметы между собой, строить разные виды предложений. У дошкольников повысилось чувство заинтересованности и ответственности к выполнению заданий, а также появилась удовлетворенность результатами своего труда. Они стали любознательнее, наблюдательнее, активнее стали взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стали включать элементы описания в другие виды связной речи, например, при пересказе, составлении рассказов на тему из личного опыта и др. Это способствовало развитию творческого и воссоздающего воображения у дошкольников. Поэтому предлагаю использовать ее при обучении описательным рассказам для детей с общим недоразвитием речи, а также в коррекционных учреждениях.

Список литературы

1. Ковалева А. А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования [Текст] / А. А. Ковалева // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 97–99. — ISBN 978-5-9500127-5-4.

2. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1991 - № 10. С. 52 – 56.

3. Малетина. Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. 2006 № 8 – С. 64-68.

4. Метод моделирования в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс] режим доступа: https://madou104. ru/d/388751/d/3 metod modelirovaniya. pdf (дата обращения 24.08.2017).

5. Строцева Н. Л. Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 180-183. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8876 ( дата обращения: 26.09.2018).

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:

Публикация Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Мурина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 19:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД