Папки-передвижки

Использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста

Наталья Падауц
Использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду - период адаптации. Дети в раннем возрасте испытывают стресс при отрыве от привычной домашней обстановки и это очень негативно может отразиться на их физическом и психо - эмоциональном состоянии. Чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается. Поэтому в своей работе с малышами мы используем сенсорные коробочки. Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат. Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка, тазик, миска, пластиковый контейнер. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От воспитателя лишь требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также подсказывать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами.

Публикация «Использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорные коробки могут быть разных видов:

Первую сенсорную коробку для ребенка лучше делать без мелких наполнителей, мы кладем в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики и т. п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.

Сенсорные коробки с крупой и предметами

Хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки : крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный, кускус, манка, бобовые (чечевица, фасоль, горох, орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума. Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую. Можно добавить в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, пуговицы. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито. При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Сенсорные коробки по цветам

Для разнообразия сенсорного опыта можно использовать в играх разные цвета крупы. Сделать это можно при помощи пищевых красителей, или зеленки, свекольного, морковного сока и т. д. Чтобы малыш лучше запомнил цвета, можно устраивать «цветные дни» : например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т. д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т. к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используется наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.

Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками, или формочками.

Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или сачком. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет». Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку.

Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных, насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай. Темы для коробок могут быть разнообразные: дом, улица, работающие машины и т. д.

При игре с сенсорными коробками необходимо соблюдать правила безопасности:

• Игра проводится группами, по 2-4 ребенка или индивидуально

• Нельзя оставлять ребенка во время игры одного

• Наполнение коробки зависит от возраста детей. В коробках не должно быть сильно мелких предметов.

• Перед созданием сенсорных коробок, убедитесь, что у детей нет аллергии

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Ну и конечно же не забывать менять содержимое коробки, и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала ребенку ощущение новизны. Тогда игра всегда будет привлекательной и интересной. Задача воспитателя – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать,а эмоциональный фон останется на стабильном уровне. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование многофункционального оборудования «Дидактическое панно-скатерть-домик» в работе с детьми раннего возрастаИспользование многофункционального оборудования «Дидактическое панно-скатерть-домик» в работе с детьми раннего возраста Пособие в "Гостях у сказки". Данное пособие я использую при работе с детьми для развития речи, формирования социально-коммуникативных навыков,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возрастаПроект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий.

Библиотека изображений:

Публикация Использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Падауц на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование сенсорных коробочек в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 30 января 2022 в 11:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД