МААМ-картинки

Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности

Таранова Ирина Валентиновна
Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности

Методическая разработка

«Использование новых технологий в музыкально - ритмической деятельности»

Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс совместной деятельности наиболее эффективен в том случае, если ребенок внимателен и активен. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость и удовольствие. Чтобы этот опыт принес ребенку пользу, он должен иметь для него смысл.

Публикация «Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей.

Цель данного методического объединения:

повысить профессиональную компетентность музыкальных руководителей посредством овладения современными технологиями в музыкально -ритмической деятельности.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей, которые можно использовать в музыкально-ритмической деятельности с детьми.

Технология «Хор рук».

«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).

Использование данной технологии направлено на развитие:

- координационной свободы движения;

- чувства ритма;

- внимания;

- ансамблевой слаженности;

- способности к двигательной импровизации.

Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров».

Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение. Далее идет обсуждение услышанного материала, высказываются о его характере, музыкальном образе.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего – «дирижёра», «вторую» – другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего – «дирижёра».

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т. е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения. Затем место «дирижёра» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием».

Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижёрами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.

Для более глубокого восприятия и творческого воображения дошкольников, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.

В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). На усмотрение фантазии педагога и ребят.

Особенностями технологии является то, что она может:

- применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

- с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому

ребёнку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.

Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.

Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие её, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма воспитанника.

Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребёнок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную

технологию можно считать формой развития ассоциативно - образного мышления.

Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли

ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и с коррекционными.

Эвритмия.

В настоящее время всё более активно в совместной музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.

Эвритмия – искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно - коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения дошкольников.

Цель эвритмии:

развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение».

Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Eё основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.

Направления эвритмии:

гигиеническая; лечебная, педагогическая.

С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

– жизненные силы ребёнка;

– развить ловкость;

– концентрацию внимания;

– улучшить мелкую моторику;

– координацию движения;

– развить правильное переживание пространства;

– правильную речь;

– мышление.

Эвритмическая совместная музыкальная деятельность в детском саду проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников.

Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Эвритмическая совместная музыкальная деятельность включает следующие этапы:

- подготовка пространства и костюмов.

Необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение;

- создание доверительной атмосферы и успокоение.

Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры;

- музыкально - ритмический круг.

Музыкально - ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры;

- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);

- блок развития мелкой моторики;

- пространственная ориентация;

- социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей – всей группы как единого коллектива;

- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

- народные игры.

Завершение совместной музыкальной деятельности.

Эвритмическая совместная музыкальная деятельность завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть все замочки».

Мнемотехника.

Мнемотехника – это система правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации путём образования дополнительных ассоциаций.

Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально – ритмических движений на музыкальных занятиях.

Цель мнемотехники :

развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.

Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.

В мненосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение танца.

Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.

Рефлексия.

Подведение итога.

Перед педагогами расположена «волшебная» шляпа. В ней находятся листочки с посланиями, которые вытягивает каждый участник, читает и дополняет.

«Я буду применять в своей работе….»

«Технологией… я уже пользуюсь»

«Мне понравилось….»

«Технологию…. не буду применять, потому что….»

«Для себя я отметила….»

«Меня заинтересовало больше всего….»

Публикации по теме:

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая) Применение ИКТ на занятиях усиливает : - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. А также.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Мастер-класс «Изготовление атрибута для музыкально-ритмической деятельности «Маракас Чупа-Чупс»Мастер-класс «Изготовление атрибута для музыкально-ритмической деятельности «Маракас Чупа-Чупс» С аппетитом киндер съели, А сюрпризом загремели. Ты послушай, как шуршит, Всех вокруг развеселит! Предлагаю вниманию коллег атрибут "чупа-чупс".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 19:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД