Папки-передвижки

Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Татьяна Нестерова
Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и конечно же речь. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются.

Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет.

На третьем году жизни значительно возрастает понимание речи окружающих и развитие речи во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет.

Народное поэтическое слово помогает родителям и воспитателям обогатить данную среду. Фольклорные произведения – это наше богатство.

1. Что мы вкладываем в это понятие «фольклор»?

(«Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передавались из поколения в поколение. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т. е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом и заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т. к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с детьми…

Кто не играл с ребенком в сороку, ладушки?

2 Малые формы устного народного творчества для детей раннего возраста.

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.

Колыбельные песни - Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:….

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:….

Пестушки - связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной -бодрый, веселый. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:…по кочкам, по кочкам по ровным дорожкам в ямку Бух

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Потешки —как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу появляется элемент сюжета, игры («ладушки, ладушки…»; «идет коза рогатая…»). В них появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки — стихотворная короткая весёлая история, песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

3. Использование малых форм фольклора в адаптационный период к условиям детского сада.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир

Поэтому мы активно используем в своей работе с малышами малые фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения.

Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например,

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Завтрак: Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.

А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…».

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)

Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)

Ай люли-люли-люли! (свирель)

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им :

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

Также потешки знакомят детей с явлениями природы :

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

По мере взросления наших малышей будет изменяться и малые формы фольклора появятся :

Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на де команды, устанавливают порядок игре.

Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.

Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу.

Скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов.

Загадки - это один из древнейших жанров русского фольклора,

они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла.

Таким образом фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество. влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

Список используемой литературы :

1. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели.» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000г.

2. Составители: Т. И. Бахметьева, Г. П. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.

3. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016 г.

5. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» ; «Академия развития», 2002г.

6. ЕлисееваЛ. Н. «Хрестоматия для маленьких» изд. «Просвещение», Москва 1987г.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:

Публикация Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Нестерова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 9 июня 2023 в 16:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД