Получи документы

Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников

Людмила Русанова
Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников

«Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников»

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством

явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Публикация «Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры сле-дует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

По результатам диагностического обследования на конец 2010-2011 учебного года у детей преобладал недостаточный уровень экологических знаний.

У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к познавательной деятельности. Дети с недостаточным уровнем знаний не проявляли активности, стремлении оказать помощь взрослому при организации различной деятельности в уголке природы, не задавали вопросы, не проявляли интерес к животному и растительному миру.

В связи с данными диагностики по экологическому воспитанию дошкольников на 2011-2012 учебный год была поставлена годовая задача:

Создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрированных методов обучения. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию нами использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь опытно-экспериментальной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра видео, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает.

Для решения годовой задачи и повышения профессионального потенциала педагогов по экологическому воспитанию и развитию детей были созданы специальные условия:

1. Создание условий для экологического воспитания (эколого-развивающая среда, повышение квалификации педагогов, самообразование)

Эколого-развивающая среда

- эколого-развивающая среда создана для успешного проведения наблюдений, игр, НОД по ознакомлению детей с природой.

В каждой группе созданы:

- Мини-лаборатории

- Макеты «Север», «Зоопарк», «Морское дно», «Бабушкин двор»

- Картотеки: дидактических игр, опытов, подвижных игр, потешек, стихов, загадок.

-Иллюстративный материал по темам.

Повышение квалификации педагогов

Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова «Экологическое образование в детском саду» 72 часа.

Самообразование педагогов.

В 2011-2012 учебном году педагоги выбрали для себя методические темы :

«Воспитание экологической культуры средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через малые формы фольклора»

«Воспитание экологической культуры через экспериментирование»

Педагоги активно принимали участие в городских мероприятиях связанных с воспитанием экологической культуры у дошкольников.

2. Организацию воспитательно-образовательного процесса (различные формы работы с детьми, работа с родителями).

Для педагогов по экологическому воспитанию и развитию детей были организованы:

1. Педагогический совет «Формирование у детей представлений о необходимости сознательного отношения к природе через проектную деятельность»

2. Семинар-практикум «Технология интегрированного занятия в ДОУ»

Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов по вопросам интеграции и реализации образовательных областей программы в условиях внедрения ФГТ»

3. Методическое объединение «Организация познавательно-исследовательской деятельности, как способа организации воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

4. Смотр-конкурс в ДОУ «Построение экологической среды в групповых помещениях: организация зон для экспериментально-поисковой работы»

С дошкольниками используем различные формы организации образовательной деятельности, как совместной, так и самостоятельной, как групповой, так и индивидуальной:

- НОД

- Чтение познавательной литературы

- Наблюдения, труд в природе, экскурсии

- Уход за объектами живой природы

- Экологические праздники, инсценировки

- Экологические акции

- Опытно-экспериментальная деятельность

- Игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные)

- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (воспитание в повседневной жизни).

Дети совместно с педагогами стали победителями конкурса творческих работ по теме «Чистый город» в долгосрочной целевой программе «Охрана окружающей среды городского округа Апатиты»

Воспитанники подготовительной группы заняли II место в городском фестивале детских исследовательских работ «Хочу всё знать» в номинации экологические проекты, где выступили с проектом «Мы против мусора»

Для детей, родителей и педагогов была организована выставка «Мусорная фантазия» - представляли поделки из бросового материала.

Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как :

- коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал;

- индивидуальные формы работы: беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей;

- формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка.

Для достижения стабильных результатов в формировании у воспитанников экологической культуры, совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты: «Листопад», «Морское путешествие», «Мы туристы», «Мы против мусора», «Вода, вода кругом вода», «Что такое Север», «Волшебные сказки», «Умкины сказки». В рамках проектов составлены картотеки подвижных, народных игр, игр-заданий экологической направленности.

Анализ уровня экологических знаний воспитанников за 2011-2012 годы показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился на 38%.

Дети имеют представление об отличии природы от рукотворного мира, без затруднений выбирают из предложенных предметов природные объекты, регулярно интересуются явлениями живой и неживой природы, проявляют бережное отношение. Ухаживают за растениями. Различают домашних животных и диких, называют их различия.

Произошло обогащение знаний по экологическому воспитанию : о живой и неживой природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.

Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, учатся адекватно оценивать свои умения.

Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности, что подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Библиотека изображений:

Публикация Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Русанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД