Лучший педагог года

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»

Елена Дмитриевна Цуканова
Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»

Передовой педагогический опыт

«Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом

образовании дошкольников»

Воспитатель: Цуканова Елена Дмитртевна

МДОБУ детский сад № 43 МО Кореновский район

Информация об опыте.

Экологическое образование дошкольников - это первое звено в системе экологического образования современного человека.

Публикация «Опыт „Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах

Проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить этот момент и помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Один из наиболее интересных и увлекательных способов нахождения путей решения проблемных ситуаций - опытно- экспериментальная деятельность дошкольников, в ходе которой дети не только учатся выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, но и делать свои маленькие «открытия».

Описание опыта.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.

Осознав важность и необходимость мотивации детей для получения ими прочных знаний по экологии, я поставила перед собой следующую цель - повысить мотивацию дошкольников на получение экологических знаний через использование проблемно-поисковых ситуаций.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;

способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;

создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.

При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций применяла следующие методические приёмы:

подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;

изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление);

побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы;

организация опытно-экспериментальной деятельности;

подведение детей к самоанализу и выводам.

Этапы организации поисковой, исследовательской деятельности

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы.

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.

Поставленные перед детьми проблемы должны быть таковыми, чтобы дошкольники не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но смогли бы самостоятельно (или при необходимости с помощью взрослого) проанализировать ситуацию и найти неизвестное (добыть знания).

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Одна из основных задач уголка - развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Известно, что ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям "Как помочь маленькому исследователю", картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования.

В своей работе с детьми - дошкольниками руководствуюсь мудрым советом: "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" (В. А. Сухомлинский).

Конечно, экологическое образование детей - процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций.

В течение двух лет я использую метод проблемного обучения при построении образовательного процесса в экологическом воспитании дошкольников, но уже сегодня можно сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.

Результативность опыта.

Анкетирование родителей показало следующие результаты: 87% родителей отмечают повышение интереса их ребёнка к энциклопедиям экологического содержания, проведению в домашних условиях экспериментов.

В соответствии с ФГОС ДО в рамках проведения педагогической диагностики проводила оценку индивидуального развития детей в области экологического образования с целью индивидуализации образования и дальнейшей коррекции образовательного процесса. Педагогическая диагностика познавательного (в частности экологического) образования проводилась мною в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной познавательной деятельности. Анализируя результаты этих наблюдений, хочется отметить положительную динамику в повышении уровня познавательного интереса дошкольников, в расширении и углублении экологических знаний. Дети стали более любознательными и активными, они не боятся высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, доказывать её, делать выводы, тем самым расширяя и активизируя знания в области экологии.

В настоящее время мною продолжается пополнение картотеки проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания, намечена разработка непосредственно образовательной деятельности на основе этих ситуаций для дошкольников разных возрастных групп.

Прикреплённые файлы:

opyt-cukanova_jq5vm.pptx | 2426,93 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций Информация из опыта работы М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Использование устного народного творчества в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Это одно из главных средств.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Семинар для педагогов «Способы внедрения в работу ДОУ проблемно-поискового метода или ситуаций» «Способы внедрения в работу ДОУ проблемно – поискового метода или ситуаций» Ст. воспитатель Дашкова Е. Л. Январь 2016 Слайд 2 Цель: способствовать.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Дмитриевна Цуканова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 17:49
+164Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД