Получи документы

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Елена Нажимова
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей

Введение.

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно ориентированные подходы в образовании. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

Публикация «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» размещена в разделах

(Деркунская В. А.)

Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно на музыкальном занятии? Может через игру?

В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным, а главное результативным.

В своей работе при построении занятий я стараюсь использовать игровые приёмы, чтобы каждое занятие стало увлекательной игрой.

Основной девиз моей работы – «Учись танцевать и петь играя!»

При общении с детьми на музыкальных занятиях я обратила внимание, что дети активно проявляют интерес в музыкальной деятельности, и проще усваивают музыкальный материал, если я применяю игровые приёмы. Поэтому, постепенно я остановилась на теме игровые приёмы.

Я считаю данную тему актуальной, тем что детям, у которых присутствует некоторая неуверенность и зажатость в танцах, комплекс и страх солировать в песни, и детям, которые испытывают проблемы в эмоциональной сфере помогают применение игровых приёмов.

Игровые приёмы активизируют и увлекают детей на музыкальных занятиях, помогают побороть чувство страха перед друзьями, при выполнении того или иного движения. Способствуют быть более уверенным в себе в любом виде музыкальной деятельности. Музыкальные занятия становятся живым, интересным и, главное, результативным.

Передо мной стояла цель: «С помощью игровых приёмов повысить интерес к музыкальной деятельности, что положительно влияет на развитие музыкальных способностей детей»

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному воспитанию детей : «Топ – хлоп, малыши» - программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. А. И. Буренина;

Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста А. И. Буренина;

«Танцевальная ритмика для детей» -Т. И. Суворовой; Учебное пособие к программе «Музыкальное воспитание в детском саду «Н. А. Ветлугина;

Музыкальные шедевры», «Слушаем музыку» О. Радыновой;

Учебно - методическое пособие: Т. М. Орловой «Учите детей петь»;

Учебно – методическое пособие: А. А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя», были поставлены следующие задачи:

-Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, посредством игровых методов и приемов, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

-Формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.

Способствовать развитию у детей интереса к музыкальному творчеству, научить контрастному интонированию в процессе пения и повысить интерес в усвоении музыкально-ритмических движений.

-Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье. Формировать осанку, гигиенические навыки.

-Создать музыкальную предметно-развивающую среду в группах с учетом музыкально игровых технологий.

Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

-Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, саму себе..

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

И чтобы музыкальная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, сочинять, импровизировать, фантазировать, использую в своей работе игровые приёмы :

В основе каждого музыкального занятия обязательно лежит: либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению, либо занятие – путешествие. Все части занятия выстраиваются в разной последовательности, варьируются, но между собой логически взаимосвязаны. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако, некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений.

Музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В музыкально ритмических движениях игровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.

У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту- вот так", не всегда успешно. Если у ребёнка с самого начала не получилось то или иное движение, то он, порой, начинает комплексовать, особенно если эта неудача произошла при ребятах.

Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Если, музыкально - ритмические движения можно было бы обучать в игровой форме, то и дети смогли бы побороть чувства страха и стыда перед друзьями, и увлеченные игрой, лучше освоили бы эту деятельность.

Как же привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?

Чтобы занятия детям были понятны и доступны, и ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлечённо, я использую различные игровые приемы.

Я стараюсь изучать деятельность моих коллег через интернет ресурсы. Именно так я нашла пособие Аллы Анатольевной Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя». Она придумала игровую форму обучения музыкально – ритмическим движениям. Я решила тоже использовать в своей работе эту методику.

Интересный дидактический материал в виде кукол, который является прекрасной находкой, позволяет интересно и грамотно подходить к вопросу разучивания ритмических движений. Все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».

Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны. …Но что такое для малыша «пружинка»?

В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание мы называем «пружинка»?

Кукла– Девочка Пружинка, с которой можно играть, потрогать её спиральные пружинящие ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать! А чтобы ей не было скучно есть у неё 2 верных товарищей – мальчиков по имен и Шажок и Прыжок.

Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок +Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок».

Таким же образом: боковой галоп = приставной шаг + прыжок.

Поскок = бодрый шаг + прыжок. Шаг польки = поскок + 2 шажка и т д

То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.

Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения. Поиск творческих решений повышает интерес детей к музыке, заставляет их думать. Дети не ограничиваются только повтором за музыкальным руководителем, они сами предлагают свои варианты - это помогает развивать мышление.

Посмотрите, на нашу полянку вышел зайчик. Братец Прыжок, по-

моги нам превратиться в зайчиков! (ПРЫЖКИ НА 2 – Х НОГАХ)

Зайчик поучил нас прыгать, а мы поучим его танцевать. Девочка

Пружинка, танцуй вместе с нами, без тебя наш танец не будет кра-

сивым. (ПРИТОП ОДНОЙ НОГОЙ)

Устали наши ножки, сядем в машину и поедем. Братец Шажок, за-

води мотор и не забудь взять с собой Девочку Пружинку. (ТОПОТУШКИ)

Приехали на солнечную лужайку. Какое теплое солнышко нас

встречает, посмотрите, какие у него лучики! Девочка Пружинка, танцуй вместе с нами! (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА НОСОК)

А теперь погреем на солнышке свою пяточку. (ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ НА ПЯТКУ)

В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если я скажу: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т. к. разучивание танца - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.

При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет использую в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например: перед занятием надеваю на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.) и приглашаю детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения (в упр. «Гулять, отдыхать» М. Красева) или плясать. С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать

Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую : схемы танца.

Почему же я использую данные игровые приёмы в своей работе с дошкольниками?

Ребята активизировались на музыкальных занятиях в музыкально - ритмической деятельности, и творческий процесс так увлек моих детей, стал таким радостным и желанным.

У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Использование фонограмм даёт возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать его движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И очень приятно видеть, итоги такой работы: чёткость и синхронность, ритмичность, выразительность - все эти качества достигаются с лёгкостью, увлечением, а главное всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать всё, на что он способен.

На музыкальных занятиях, я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку, эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые приёмы используемые в развитии певческих навыков

Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте:

" Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".

Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

Толчком для поиска послужили слова Н. А. Ветлугиной: "Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления /выше - ниже, длиннее - короче/, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности". Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!

Развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать (без этого песня невозможна, без чисто спетой мелодии песня превращается в речевку) – задача довольно сложная. Сделать это можно только применяя систему занятий и используя продуктивные методические приемы обучения.

Работу с детьми начинаем с распевания. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или «поют» речитативом. Распевание необходимо для четкого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом.

Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Перед распевкой выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда может ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой

голос?

В «Музыкальном букваре» Н. А. Ветлугиной, в котором собран богатый материал, разработана замечательная методика. Но время не стоит на месте, работая творчески, мы находим новые пути и подходы в обучении детей пению, расширяем репертуар, используем инновационные методики. Почему дети не любят распевание? Это скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового, пропадает. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо использовать, но этого недостаточно. Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

Вот почему я использую в своей работе «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ». по технологии Аллы Анатольевны Евтодьевой.

«ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ

Развивает

Чистое интонирование - засчёт образности персонажей, пения по ролям

Дикцию, артикуляцию, дыхание

Артистические способности (мимику, жесты, через театральные этюды)

Во время распевания пользуюсь наглядным материалом, то есть картинками. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чтко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!

Дети озвучивают зарисовки из сказок, совершенно четко понимая, что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, Храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е чистое

интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

4. Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки можно использовать и в других частях занятия, например, для закрепления голосом средних и высоких звуков.

Распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики жуки пригласят девочек - дюймовочек на танец, спев свои мини-партии в разных регистрах.

А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» и т. д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и т. д.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок : «Театрализованная деятельность + пение!».

Схема песни

Путем бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, удачных и нелепых примеров приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия: где:

– чисто спетая мелодия;

– хорошая дикция;

– выразительность исполнения. Для малышей эта картинка будет более иг- ровой и занимательной:

Благодаря перечисленным игровым методам и приемам у детей прекрасно развивается звуковысотный слух, что позволяет им легко петь соло, в дуэте, ансамблем, фронтальное же исполнение радует слаженностью и чистотой интонирования.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.

С помощью игровых приёмов развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Заключение

Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на то, что дети стали быстрее усваивать требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

Почему же я использую игровую технологию в своей работе с дошкольниками?

Во-первых, мои ребята активизировались на музыкальных занятиях и игровой процесс увлекает моих детей. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч.

-Дети стали эмоциональнее исполнять песни, появилось желание солировать, большинство детей более чисто интонируют движения мелодии, уверенно и с интересом поют часто под фонограмму.

-Дети стали более активны и раскрепощены в танцах, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.

- Дети с удовольствием танцуют в свободное время, он мотивирован на достижение результата в исполнительстве;

- Дети стали более осознанно относиться к ритму, как к средству музыкальной выразительности, правильно и ритмично прохлопывают ритмические рисунки.

- Физическая и умственная работоспособность у детей слала более стабильной во всех сезонах года, независимо от погоды.

Во-вторых, новизна и актуальность применения игровых приёмов определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности.

В-третьих, игровые приёмы позволяют мне проявлять свои творческие способности и индивидуальный подход в воспитании у дошкольников устойчивого интереса на музыкальных занятиях.

В этом мне очень помогло пособие «Учимся петь и танцевать, играя» автор Евтодьева Алла Анатольевна

Благодаря применению в работе игровых приёмов, я добилась существенных результатов. Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал.

Таким образом, систематическое применение игровых приёмов на занятиях музыки способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом, вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2–3 лет Доклад из опыта работы Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2-3 лет» Подготовила:.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование игровых приёмов в период адаптации В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей. Воспитатель Шульгина Н. Н В соответствии с ФГОС.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических.

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ д/с №36.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

НОД с использованием приёмов песочной анимации в развитии творческих способностей детей младшего возраста «Грибочки»НОД с использованием приёмов песочной анимации в развитии творческих способностей детей младшего возраста «Грибочки» Цель: продолжать знакомить с техникой рисования песком. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 14:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нажимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД