Папки-передвижки

Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения

Евдокия Самарина
Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее важной характеристикой готовности детей к школе считается внятная, хорошо сформированная речь. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям с нарушением звукопроизношения по средствам использования наглядного занимательного материала (дидактических игр). Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих логопедический пункт ДОУ.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» размещена в разделах

С каждым годом число детей-логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, поэтому поиск новых форм организации коррекции нарушений звукопроизношения для детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день. Самым распространённым речевым дефектом в дошкольном возрасте считают нарушение звукопроизношения («дислалия»). Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Система коррекционной работы по воспитанию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода и игровой форме обучения. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.

Разнообразные игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия. Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в физическом развитии (нарушение моторики, отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью). Нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дисграфии, дислексии при обучении в школе. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, следует использовать в занятиях разные дидактические игры. Замена однообразных упражнений и повторений различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Развивать звуковую сторону речи детей через дидактические игры на развитие :

• фонематического слуха;

• артикуляционной моторики;

• мелкой моторики рук;

3. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.

4. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей.

5. Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

6. Оснастить логопедический кабинет необходимыми пособиями, методической литературой.

7. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

4. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

- дети - логопаты;

-учитель-логопед;

-родители;

-воспитатели.

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Проект предполагается реализовать в три этапа:

Продолжительность проекта – В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Таблица- план мероприятий

N п/п Название мероприятия Сроки Ответственные

Подготовительный Логопедическая диагностика детей Сентябрь Учитель-логопед

Создание и подбор дидактического материала для формирования правильных укладов дефектно произносимых звуков Сентябрь Учитель-логопед

Ознакомление воспитателей с результатами логопедического обследования Сентябрь Учитель-логопед

Консультация родителей по ознакомлению с результатами логопедического обследования Сентябрь Учитель-логопед

Основной Постановка проблемных звуков у детей по результатам диагностики. Сентябрь - январь Учитель-логопед

Автоматизация звуков во всех формах речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи) Активное использование на занятиях по автоматизации звуков дидактических игр. В течение учебного года Учитель-логопед, воспитатель, родители

Заключительный Логопедическое обследование детей, анализ результатов Май Учитель-логопед

Знакомство родителей с результатами заключительной диагностики; Май Учитель-логопед

Подведение итогов коррекционно–образовательной работы. Май Учитель-логопед

Подготовительный:

Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями и педагогами по ознакомлению с результатами логопедического обследования. Выявление образовательных потребностей педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития. Изучение методической и научно – популярной литературы; составление перспективного плана работы и конспектов занятий по коррекции звукопроизношения; подбор и создание дидактических игр с опорой на диагностическое обследование, компьютерных презентаций.

Основной:

1. Постановка звуков : Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков (соноров, шипящих и свистящих звуков).

-Альбом «Общая артикуляционная гимнастика».

-Альбом «Сказки для язычка».

2. Автоматизация поставленного звука изолированно и в слогах:

Пособие «логопедические дорожки».

Картинки с дорожками из различного сенсорного материала. Сами картинки были предварительно заламинированы для прочности и долговечности, а в качестве сенсорного – это фигуры (в зависимости от автоматизированного звука, горох, камни Марблс, различная швейная фурнитура, а так же можно использовать маркеры для магнитной доски. Логопед даёт инструкцию «Помоги машинке доехать до гаража, змейке до домика, пчелке до улья и произнеси звук». Ребёнок рычит «Р-р-р» или шипит «Ш-ш-ш», или гудит «Л-л-л» и. т. д

Упражнение «Соедини звуки при помощи ТИКО-конструктора». Ребёнок соединяет детали конструктора на которых изображены символы звуков (необходимых для автоматизации, произнося автоматизированный звук. Можно устроить игру-соревнование: «Кто быстрее соединит детали».

3. Автоматизация звуков в словах и предложениях, дифференциация:

Дидактическая игра «Лабиринт». Дидактическая игра «Украсим улитку» : Перед ребёнком на столе изображение лабиринта, в котором «спрятаны» предметные картинки. Ребенок находит слова на тот звук, который автоматизируется. Можно предложить ребёнку придумать из слов предложения или поиграть в игру «Один-много».

Дидактические игры «Клубника», «Груша» и другие. Цель: автоматизация звуков «Л», «Р» и других звуков.

Материал: картинки на липучках с изображением клубники или груш, на листе формата А 4 изображены предметные картинки на звуки;

Ход игры: Необходимо убирать грушу или клубнику (для звуков «Л», «Р»). Ребенок называет картинки, изображенные внутри.

Можно использовать игры : лабиринты Комаровой Л. А, альбомы Коноваленко С. В., а также Громовой О. Е. Матыкиной И. А и др.

«Две подружки»

Цель: дифференциация звуков, совершенствование словарного запаса.

Оборудование: две бумажные куклы в платьях тех цветов, в названии которых есть дифференцируемые звуки (голубое-розовое, «л-р»); предметные картинки, относящиеся к различным лексическим темам.

Ход: логопед выставляет кукол без платьев, предлагает подобрать цвет краски, в названии которой есть один из дифференцируемых звуков, для одного платья; в названии другого цвета другой звук. Затем так же подбирают подружкам имена. После этого дети подбирают каждой кукле предметы с её любимым звуком по различным лексическим темам (овощи одежда, цветы и так далее).

Дидактическое пособие «На какой ветке вырос/ла». Автоматизация звука и определение позиции звука в слове.

4. Автоматизация звуков в связной речи :

На последнем этапе автоматизации звуков в связной самостоятельной речи работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Для детей я использую пересказы и рассказы известных русских народных сказок с использованием магнитной игры «В гостях у сказки». Предлагаю ребёнку посмотреть на картинки и вспомнить сказку, её героев, выбрать их из предложенных фигурок, выбрать необходимый фон, определить последовательность событий.

На протяжении всего основного этапа, для наиболее высокой заинтересованности детей, использую анимационные презентации.

6. Работа с родителями :

Необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями. В индивидуальных беседах с родителями в доступной и корректной форме рассказывать о проблемах детей и способах исправления недостатков, описывать, какие игры можно проводить в домашних условиях с ребёнком, на что обратить особое внимание, рекомендовать литературу в помощь, показывать способы артикуляционной гимнастики и т. д. Следует завести на каждого ребенка домашнюю тетрадь, где прописывать различные упражнения по автоматизации звуков дома в выходные дни.

Заключительный этап:

1. Анализ результатов проекта: диагностика детей (данные о результатах обследования звукопроизношения в начале и в конце года в виде диаграммы) положительная динамика в развитии:

-звукопроизношения;

-фонематических процессов;

-психических процессов;

-коммуникативных функций речи.

2. Проведение итогового логопедического занятия «Праздник красивой речи»

3. Консультации для родителей и воспитателей по закреплению у детей поставленных звуков, созданию условий для проведения дидактических игр.

4. Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

6. УСЛОВИЯ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

С детьми применяю индивидуальную и подгрупповую формы обучения. Индивидуальная и подгрупповая форма работы используется мной для постановки нарушенных звуков, автоматизации поставленных звуков, пополнения словарного запаса, уточнения грамматических конструкций, звукового анализа слов, обучения связной речи.

Организовывая игровую деятельность, я опираюсь на принципы активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Работая индивидуально или с группой детей, применяю различные виды дидактических игр : игры с предметами (игрушками, настольные печатные игры и словесные игры. На индивидуальных занятиях игры носят характер уточнения, закрепления поставленного звука, работу над звуковым анализом слова, развитием мелкой моторики рук, дыхательной и артикуляционной гимнастики и т. д. На этих занятиях контроль над правильностью выполнения заданий проводится мной и непосредственно самим ребёнком. На подгрупповых занятиях игры носят соревновательный характер, также дети стараются контролировать не только свою речь, но и речь товарища. С помощью такого контроля уровень усвоения материала происходит гораздо успешнее.

В работе над своей темой проекта изучена специальная литература, средства периодической печати.

1. Нормативно - правовые ресурсы:

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

2. Кадровые ресурсы:

Для работы в проекте привлекались:

Учитель-логопед, воспитатель.

3. Информационные ресурсы: логопедический кабинет оснащен методической литературой, компьютером, существует электронная библиотека по разделам: программы, игры, презентации по темам, электронные книги.

4. Материально-технические ресурсы: в логопедическом кабинете существует индивидуальная зона коррекции речи (настенное зеркало, индивидуальные зеркала, стол, стулья, пособия для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, рабочая зона логопеда (компьютер, учебные пособия, методическая и дидактическая зона.

5. Финансовые ресурсы: финансирование проекта производится из личного бюджета, обеспечение ДОУ (метод. литература, наглядные дидактические пособия).

7. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

В случае успешной реализации проекта дальнейшее использование дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. Создание новых дидактических игр с применением ИКТ. Применение дидактических игр при других речевых нарушениях.

8. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В расписании ООД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности. Посещаемость детей в связи с заболеваниями. Низкий уровень заинтересованности родителей в вопросах речевого развития детей.

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

-улучшение качества звукопроизношения;

-повышение уровня развития психических процессов.

-снижение утомляемости;

-успешное овладение грамотной и связной речью.

-выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для воспитателей и логопеда:

-ускорение сроков автоматизации звуков

-тесное сотрудничество воспитателей и логопеда с целью совершенствования звуковой стороны речи;

-повышение уровня знаний и овладение игровыми методами и приёмами;

-создание методической копилки дидактических игр и пособий на развитие: слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие лексико-грамматических конструкций.

-положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Применять эти игровые приемы можно как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношенияМастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношения Самодельная дидактическая игрушка «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношения с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения
Опубликовано: 11 мая 2023 в 10:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД