Получи документы

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества

Наталья Беликова
Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества

Я музыкальный руководитель, педагог художественно – эстетического цикла хочу представить опыт своей работы по теме:

«Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества».

Интеграция – это взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира. Музыка целостно отражает мир во всём его многообразии языком древнейшего искусства звуков, изображает и выражает любое жизненное явление. Поэтому эпиграфом к моему выступлению послужили слова Генри Лонгфелло «Музыка – универсальный язык человечества».

Публикация «Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества» размещена в разделах

Один из принципов развития современного дошкольного образования, рекомендованный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция – это метод, который актуален в современном образовательном процессе по следующим причинам:

АКТУАЛЬНОСТЬ

• позволяет понять воспитанникам целостную картину мира

• способствует развитию наглядно – образного и логического мышления

• повышает мотивацию обучения

• уменьшает количество занятий за счет комплексного всестороннего подхода

• повышает уровень профессионализма педагогов

Метод интеграции образовательных областей я использую в организации образовательной деятельности, в праздниках, театрализации и в реализации программы региональной инновационной площадки «Природа – часть твоей души».

Почему мне близка эта тема? Свою педагогическую деятельность я начала в детском саду «Золотой ключик», который работал по экспериментальной программе Геннадия Григорьевича и Елены Евгеньевны Кравцовой «Золотой ключик». Эта программа насыщена событийной деятельностью и пронизана идеей интеграции. Именно тогда я училась проводить праздники и досуги в нетрадиционной форме и разнообразной тематики.

В своей работе по осуществлению интеграции использую методические разработки программ «Тутти» Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой и Анна Иосифовна Бурениной, «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой, «Путешествие в прекрасное» Ольга Александровны Куревиной.

Музыкальное воспитание изначально включает в себя интеграцию образовательных областей. Художественно - эстетическое развитие - пение, танцы, элементарное музицирование, рисование под музыку, включение и созерцание произведений искусства. Речевое развитие - декламация стихов, театрализация, использование логоритмических игр. Познавательное развитие – познание мира в соответствии с темой и целями. Социально-коммуникативное развитие – навыки общения, культуры поведения, социализация. Физическое развитие – включение элементов соревнования, состязаний, спортивных игр и танцев.

Формы проведения интегрированных праздников и содержание весьма разнообразны.

Очень интересно и познавательно проходят праздники квесты. Например, праздник путешествие по родному городу Долгопрудному.

Несколько помещений были оборудованы под самые интересные и значимые для города места. Это камнеобрабатывающий комбинат, канал имени Москвы, физико математический институт, судостроительный завод, театр «Город». На каждом из этих этапов детей встречали персонажи, которые в игровой форме способствовали социализации детей в обществе, формировали познавательный интерес к малой Родине. Например, в парке культуры и отдыха дети вспомнили и исполнили Гимн родного города, стали музыкантами оркестра, выступающими на городском празднике.

В театре дети стали участниками сюжетно – ролевой игры. Попробовали себя в роли суфлёра, художника декоратора, актёра, гримёра, костюмера.

В целях приобщения воспитанников к культурному наследию своей страны я провожу праздники в форме балов.

Дети знакомятся с понятиями музыкальный салон, церемониймейстер, романс, поэт, художник, композитор, скульптор. Исполняют старинные танцы «Полонез», «Менуэт», «Вальс», «Полька». Играют в «Ручеёк», «Жмурки», «Буриме», «Фанты». (слайд) Разучивают стихи, исполняют театральные постановки по произведениям русских поэтов и сказочников, учатся оживлять картины. На практике соблюдают этикет и правила поведения в обществе.

Интеграция может осуществляться как в пределах одного мероприятия, так и объединять несколько занятий в циклы, или в рамках проектной деятельности.

Заключительным мероприятием проекта «Дружат дети всей земли» стал фестиваль: «Светит солнышко для всех».

Цель данного проекта: формирование толерантности и нравственных основ личности. Все дети, начиная с 3-х лет представляли в играх, сказках, стихах, песнях и танцах выбранную страну. Это были народы России, Молдавии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Армении. Дети познакомились с историей, традициями, культурой разных стран.

Опытом проведения интегрированных мероприятий я делюсь в форме открытых показов муниципального и регионального уровня. Например, занятия: «История одной гусенички» (интеграция областей познавательного и художественно – эстетического развития, «Полениться – хлеба лишиться» (интеграция речевого развития и художественно - эстетического). Интерактивный экологический спектакль «Сказки весеннего леса», где в качестве актёров выступили и педагоги и воспитанники. Зрителям выпала роль стать активными участниками сказочных событий.

Всю эту образовательную деятельность отличает взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира.

Ещё одна модель моей работы в рамках интеграции образовательных областей – театрализованная деятельность.

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей». Это высказывание доктора педагогических наук, психолога Бориса Михайловича Теплова. Поэтому и театрализованную деятельность я рассматриваю как метод интеграции.

В эту модель интеграции вовлечены дети, педагоги и родители.

Мои воспитанники постоянные участники городского театрального фестиваля «ИГРАЕМ В КЛАССИКИ» на сцене театра имени Г. М. Печникова. Отмечены дипломами за актёрское мастерство и оригинальность постановки.

А театральный коллектив сотрудников детского сада, под моим художественным руководством, вот уже более пяти лет радуют своих воспитанников новыми спектаклями. В репертуаре экологические постановки и спектакли по произведениям детских классиков.

Хочется отметить, что и родители вовлекаются в творческий поиск, вовлекаются в коллективную деятельность и становятся участниками театрализованных сюрпризных моментов. По традиции, сложившейся в нашем детском саду, исполняют роль Деда Мороза на Новогоднем празднике.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», сказал Василий Александрович Сухомлинский. Музыка помогает более тонко прикоснуться к окружающему миру, понять его красоту и сопереживать проблемам экологии.

И поэтому социализация подрастающего поколения через интеграцию музыки и экологии весьма актуальна. Именно этим я и занимаюсь, реализуя программу региональной инновационной площадки «Природа – часть твоей души».

Музыка нас наводила на множество размышлений… Умеет ли ворона танцевать, почему кукушка бросает своих кукушат, любят ли животные и растения музыку, умеют ли деревья петь, почему люди не берегут красоту окружающего мира?

В начале своего выступления я говорила об интеграции, как метода повышения уровня профессионализма педагогов. Всё это я проверила, испытав на себе. Для себя я открыла увлекательнейший мир экологического воспитания. Опыты, исследования, экологические тропы, наставничество над младшими воспитанниками, познание себя, как неотъемлемой части общества.

Работа в проекте пробудила во мне желание создать первый лэпбук. Эта интерактивная папка собрана по принципу интеграции всех образовательных областей.

Обложка книги, нарисованная и оформленная вместе с воспитанниками, это не только Планеты Солнечной системы, но и музыкальная дидактическая игра: «Угадай мелодию». В каждой планете прячется материал для обогащения опыта музыкального восприятия классической музыкой, развития логического мышления, речи и творчества.

Музыка для космического путешествия, коммуникативных игр, релакса, обучающие мультфильмы, песенки собраны внутри лэпбука на ДИСК с подробным описанием действий педагогов.

С оборотной стороны книги фотоматериал: «Как мы исследовали космос». Это наше путешествие на космическом корабле, выполнение космических заданий, исследование Луны и водружение флага города Долгопрудного. Это тот материал, который пригодиться воспитателям и воспитанникам других групп.

Опыт работы по реализации проекта «Природа – часть твоей души» был собран в методическое пособие и презентован на региональной конференции.

Музыкальный руководитель в детском саду – это особая, уникальная профессия. Приобщение к музыке, самому тонкому, духовному искусству – один из реальных путей воспитать Человека с большой буквы. А интеграция – это один из ключиков для всестороннего воспитания детей и развития их творчества.

Прикреплённые файлы:

integracija-v-mam_qmc5u.ppt | 23018 Кб
 
Публикации по теме:

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Формирование предметно-развивающей среды в ДО как фактор всестороннего развития дошкольников Формирование предметно-развивающей среды в ДО, как фактор всестороннего развития дошкольников. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается.

Консультация для родителей «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника» Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка» Введение Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Особенности всестороннего развития детей 4–5 лет Социально-коммуникативное развитие ребенка 3-4 лет Возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. До 3-х лет.

Пескография как средство всестороннего развития детей Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем..

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей Все занятия по избирательной деятельности, кроме самого выполнения установленных учебных задач на сегодняшний день можно назвать важной.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка «…Детский рисунок, процесс рисования - это частица.

Театрализованная деятельность как фактор развития речи и творчества детей с ОНР Театральная деятельность — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества
Опубликовано: 24 июня 2019 в 17:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД