МААМ-картинки

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Елена Силова
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Василий Александрович Сухомлинский.

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

(Михаил Владимирович Кларин).

Публикация «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Характерной чертой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Функции игры

- развлекательная;

- коммуникативная;

- самореализации;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекционная;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция социализации;

Характеристика педагогической игры

чётко поставленная цель обучения;

управление ходом игры;

учебно-познавательная направленность;

подведение итогов и оценивание;

соответствующий цели педагогический результат;

Виды педагогических игр по целевым ориентациям:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ

1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

2. Учет структуры дефекта;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учет принципа смены видов деятельности;

7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития. Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- дефектолога является:

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Особенности применения игровых технологий для детей с ОВЗ :

1. Использование сенсорной интеграции в играх с природным материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Сенсорная интеграция помогает установить связь между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами, помогает приобрести равновесие эмоциональной сферы.

2. Параллельная работа всех специалистов.

3. Применение метода «активного слушанья» и технологию «процессуальной игр».

4. Учет эмоционального состояния ребенка на данный момент. (Дети чувствительны к малейшему давлению).

Дидактические игры

Кубики Никитина «Сложи узор»

Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.

Логические блоки Дьеныша

Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.

Квадрат Воскобовича

Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.

Квадрат Никитина

Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

Интерактивные игры

Цель:

ООО «Мерсибо», игры на память и внимание, «Игроматика», Логомер 2, «Представление об окружающем мире».

«Дары Фрёбеля»

Цель: формировать сенсорные навыки и предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.

Воспитывающие игры

«Ухаживаем за обувью», «Наши зубки», «Опасно и безопасно».

Цель: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Социализирующие игры

«Дружные ребята», «Костер»

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Развивающие игры

Игры с крупами, с водой, с камнями, с песком

Цель: Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству, учить ориентироваться на плоскости.

Ход: Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя.

Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

Стимулировать ребенка трогать песок, лепить, рисовать на нем, ставить отпечатки. Применение цветовой подсветки для развития сенсорного восприятия. Снятие эмоционального напряжения.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Литература:

1. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. — М. : ТЦ Сфера 2011.

2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М. : Теревинф, 2009.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2014.

4. Дети с синдромом Ретта (пер., с фр., Н. Ливандовской, Ю. Пузыревой, В. Архангельской). – М. : Теревинф, 2009.

5. Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5–3 года. – М. : Теревинф, 2010.

6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие. — М. : Теревинф, 2010.

7. Полински Л. PEKIP : игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. — М. : Теревинф, 2009.

Публикации по теме:

Игровые технологии в работе с детьми младшей группы Игровые технологии в работе с детьми младшей группы. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Авторы: Попова Е. В., воспитатели первой квалификационной.

Консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» «Детский фольклор является едва ли не исключительно педагогическими надобностями.

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогикеИспользование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний.

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика. Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 18:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Силова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД