МААМ-картинки

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Александра Мазина
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, а когда ребенок знакомится с буквами, он начинает самостоятельно читать стихи, сказки и рассказы. Важно уже с детства воспитать в детях любовь к художественной литературе и любовь к чтению. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «чтение-это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Ведь благодаря литературе и его героям и персонажам, ребенок учится различать, что такое хорошо и что такое плохо.

Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах

Если дети школьного возраста уже умеют читать сами, то дошкольники еще не обладают такими навыками. Поэтому главная задача воспитателя научить детей слушать литературные произведения, а также заинтересовать их. Воспитатель должен уметь выразительно прочитать или образно рассказать. Только тогда ребенок сможет правильно понять идею произведения.

Также важно, чтобы речь воспитателя была: грамматически правильно построенной, связной, доступной для понимания, интонационно выразительной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка и т. д. Так как знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду (Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников) :

- чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;

- использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

На занятиях мы каждый день читаем художественные произведения, проводим беседы, знакомимся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других.

Особое внимание в работе с детьми старшей группы я уделяю заучиванию стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Дошкольники, с радостью, рассказывают стихотворения на мероприятиях в честь праздников: 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Таким образом, развивается не только речь детей, но и их ораторские способности.

Также для развития связной речи дошкольников очень эффективными являются пересказы художественных произведений. В старшей группе, например, можно использовать народные сказки, небольшие рассказы Л. Н. Толстого и т. д.

Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию психических процессов и различных качеств личности дошкольника - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. В старшей группе для театрализации можно использовать сказки «Лиса и кувшин», «Хаврошечка».

При инсценировки художественных произведений я стараюсь опираться на разнообразие театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Так как театрализованная деятельность помогает не только в развитии ощущений, эмоций, фантазии, воображения, памяти, внимания, воли и т. д., она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок расширяет свой словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат, усваивает богатство родного языка.

Также дети очень любят отгадывать загадки, читать и учить пословицы. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей. Так в старшей группе дети с удовольствием рисуют иллюстрации к рассказу В. Драгунского «Друг детства», к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце» и В. Катаева «Цветик-семицветик».

Одно из самых любимых мест дошкольников в группе - книжный уголок. Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Цель уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. В этом уголке ребенок имеет возможность сам, без помощи взрослых, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Благодаря этому он может сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, способствует не только развитию речи, памяти, воображения, творческих способностей, моральных и нравственных качеств детей, но и развитию гармоничной, всесторонне развитой личности.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Библиотека изображений:

Публикация Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Мазина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Опубликовано: 9 января 2023 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД