Папки-передвижки

Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте

Наталья Ющенко
Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте

Проблема развития у детей самостоятельности была и остаётся в современной педагогике одной из самых актуальных. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности.

Публикация «Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте» размещена в разделах

Жизнь, во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Развитие самостоятельности детей раннего возраста будет более эффективным при реализации следующих психолого – педагогических условий:

• Внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию (показ действия, пример взрослого или других детей, метод приучения, метод игры : одеть куклу, умыть куклу и т. д.); использование литературных произведений, песенок, потешек; рассматривание иллюстраций, картин (как дети моют руки, кушают); вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы (кукла Катя испачкалась, что делать).

• Создание предметно – пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности.

• Включение родителей в воспитательный процесс развития самостоятельности детей. (собрания, консультации, личные беседы, оформление стенгазеты «Я умею!» с фото детей и т. д.)

По мнению специалистов педагогов – психологов, самостоятельность – это психическое состояние личности, включающее в себя способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением (желанием).

Самостоятельность не даётся человеку с рождения, она формируется по мере взросления детей, и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте ещё недостаточно развита самооценка ребёнка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых (воспитателей). Самооценка начинается с самокритичности, т. е. с сомнения в правильности своих действий.

Показателем самостоятельности ребёнка является результативность его действий. Истоки самостоятельности зарождаются на стыке первого и второго года жизни ребёнка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего, и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности. Ребёнок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И, если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла – острая, а огонь – жжёт.

Формирование навыков самообслуживания – первая ступень формирования самостоятельности в раннем возрасте. Самое главное – проявлять терпение, и не делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

Таким образом, правильно подобранные формы и методы, организация ППС, проведение систематических родительских собраний, по проблеме обучения детей раннего возраста самостоятельности, даёт положительный результат.

Примеры из жизни:

3х летний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготки надеты, но наизнанку. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготки и надевает их ему сама. Малыш начинает кричать: «Я сам! Сам!» Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь…сам!»

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мать?

2. Каковы последствия такого поведения матери?

3. Бывали ли подобные ситуации у вас?

4. Как вы выходили из них?

5. Как лучше вести себя в таких ситуациях?

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:

Публикация Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Ющенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы и методы поддержки и развития самостоятельности детей в раннем возрасте
Опубликовано: 30 декабря 2022 в 22:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД