Папки-передвижки

Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие творческого начала дошкольников, посредством хореографии (2 фото)

Наталья Волобуева
Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие творческого начала дошкольников, посредством хореографии

Проект «Первый шаг».

Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие творческого начала дошкольников, посредством хореографии

Выполнила: Волобуева Н. Ф.

Педагог дополнительного образования

по хореографии

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№18»

г. Курска

описание ПРОЕКТА

Тема: «Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие и раскрытие творческого начала дошкольников, посредством хореографического искусства в ДОУ».

Название: «Первый шаг»

Публикация «Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие творческого начала дошкольников, посредством хореографии» размещена в разделах

Автор проекта: Волобуева Наталья Федоровна, педагог дополнительного образования по хореографии, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18».

Участники проекта: дети ДОУ 6-7 лет, родители детей, педагоги ДОУ.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год.

База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18"

Обоснование актуальности проекта

Обращенность современной системы образования к культурным ценно-стям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в до-школьном возрасте. Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности.

В Федеральном законе «Об образовании в российской федерации» от 29.12.2012года №273 указано на гуманистический характер образования, при-оритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Дошкольный возраст, определяемый в пределах 3-7 лет (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, в сфере эмоций и чувств, ощущения и восприятия характеризуется крайней нестабильностью, несистематизированностью и не-осознанностью ребенком психических явлений, происходящих под воздействием внешних раздражителей). Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста изменяется под воздействием любого впечатления, которое он получает извне, причем реакция чаще всего имеет внешнее мимическое, поведенческое или эмоциональное выражение. Дошкольник еще не способен анализировать качество раздражителей и не имеет понятия о том, каким образом на него окажет влияние то или иное явление. Уровень самоконтроля в этом возрасте достаточно слаб, поскольку еще не развита волевая сфера и ребенок не осознает необходимость полного управления своим поведением, находясь под влиянием настроения.

По достижении старшего дошкольного возраста (5-6 лет) у родителей возрастает потребность прививать ему чувство дисциплины и ответственности, осознания меры во внешнем выражении своего внутреннего состояния, по-скольку при переходе ребенка в новую социальную нишу – будучи в статусе школьника – ему придется учиться брать под контроль свое состояние и погру-жаться в учебный процесс.

Понятие «сценическая культура» подразумевает совокупность поведен-ческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене – приобщения к искусству массового зрителя, воспитания в исполнителе уважения к сцене и к аудитории, а также заинтересованности обеих сторон (исполнителя и зрителя) в представ-ляемом материале искусства. Достижение хорошего результата для решения такой задачи требует от исполнителя наличия определенных поведенческих черт, манеры подачи материала и отношения исполнителя к сцене. Именно по-этому я считаю формирование сценической культуры одним из наиболее дей-ственных способов эффективно и занимательно дисциплинировать эмоцио-нально-волевую сферу дошкольников и развивать их творческие способности посредством хореографического искусства.

Что же дают занятия хореографией для детей?

• координацию;

• правильную осанку;

• крепкий мышечный корсет и гибкие суставы;

• выносливость.

Это только то, что касается тела. Кроме этого у малыша улучшится вни-мание, мышечная и визуальная память. Регулярные уроки хореографии для де-тей позволяют развить силу воли и дисциплинированность. И что очень важно, они помогают побороть природную застенчивость и научиться коммуникабельности, ведь, как правило, занятия проходят в группе и при постановке танца нужно уметь действовать сообща, а где-то и синхронно.

Хореография помогает развивать здоровую психику ребенка.

Именно детская хореография поможет снять любые эмоциональные зажимы и восстановить психологическое равновесие. Поэтому уроки хореографии оказывают не только общеукрепляющий, но и психологический эффект, освобождая ребенку возможности для уверенной адаптации в обществе.

Разработка проекта дает возможность развивать творческие способности ребенка в танце, формировать сценическую культуру, развивать его потенциал, укреплять здоровье, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от движения под музыку.

В результате – сценическое хореографическое искусство у ребенка станет дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством принесёт ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что вовлекая детей, родителей, коллег ДОУ проектную деятельность, готовит их к преобразовательной деятельности. Участие в проекте предполагает сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выво-ды:

Сценическая культура – это наиболее продуктивный вид танцевальной дея-тельности с точки зрения формирования у дошкольников творческого по-тенциала, способствует воспитанию дисциплины и культуры поведе-ния, осознанию им высокой цели и ценности искусства и собственной при-надлежности к этой сфере общественной жизни, а также помогает ребенку создать образ себя как уникальной личности через призму хореографического искусства;

• Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания сценическим, характерным, вырази-тельным танцевальным движениям, создания ярких танцевальных номеров, участия в городском хореографическом конкурсе;

• Наличие образных музыкально-сценических номеров, способствуют коррекции личности, её раскрепощению, тесному сотрудничеству с родителями воспитанников, коллегами;

Цель проекта:

Всестороннее развитие личности дошкольника и его творческого по-тенциала, формирование сценической культуры посредством хореографи-ческого искусства.

Задачи проекта:

• Разработать систему работы по танцевальной деятельности;

Развивать музыкальность : - развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание; - развитие музыкального слуха, чувства ритма; - развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству; - развитие музыкальной памяти;

Развивать умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства;

Развивать творческий потенциал ребенка и самовыражения через танец;

Развивать двигательных качеств и умений координировать движения;

Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;

Развивать и тренировать психические процессы (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме;

• Воспитывать чувство самостоятельности в ребенке;

• Обновить развивающую среду по данному направлению;

• Ввести дополнительные занятия для развития творческих

способностей в танцевальной деятельности с талантливыми детьми;

• Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям в таких направлениях, как: народная, современная и классическая хо-реография;

• Повысить общий уровень двигательной активности дошкольников, по-средством систематических занятий хореографией;

• Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

• Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста в танце;

• Постановка новых сценических номеров;

• Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в разных хореографических направлениях (народная, современная и классическая хореография);

• Высокие результаты участия в городском хореографическом кон-курсе,

• Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, проявление его та-ланта;

• Появление раскрепощенности детей в процессе исполнительской деятельности;

• Обогащение материальной базы (новые сценические костюмы и атрибуты);

• Вовлечение родителей в единое педагогическое пространство.

Новизна проекта:

Данный проект посвящен вопросу развития эмоционально-волевой и творческой сферы детей дошкольного возраста посредством хореографического искусства, и в частности - влияние такого фактора, как сцена и сценическая презентация продуктов искусства. В центр такого влияния ставится понятие "сценическая культура", ее составляющие и механизмы, необходимое условие - участие в городских хореографических конкурсах, что воспитывает самодостаточную, творческую личность дошкольника и оказывает влияние на психическое и физическое здоровье нового поколения, умения его ориентироваться в современном обществе.

Механизм реализации проекта:

• анализ допроектной деятельности;

• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;

• подбор музыкального сопровождения и хореографических композиций;

• отбор необходимых средств и форм работы для развития творческих способностей;

• организационная и постановочная работа;

• работа с педагогами ДОУ;

• работа с родителями;

• работа над костюмами;

• мониторинг управления качеством реализации проекта.

Содержание проекта.

1 этап:

Организационно-подготовительный

сентябрь – октябрь

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Изучение нормативной базы по данному направлению;

• Теоретическое осмысление проекта;

• Анализ условий ДОУ;

• Мониторинг детей;

• Ознакомление с результатами диагностики педагогов и родителей;

• Разработка системы занятий по хореографии для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную дея-тельность;

• Подбор музыкального репертуара и разработка танцевальных композиций;

• Работа над соответствием характера музыки и танцевальных движений;

• Постановочная работа;

• Работа с костюмами (разработка стиля, соответствия танцу) ;

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению проекта;

• Модель взаимодействия педагогов;

Разработаны танцы: «Во саду ли, в огороде", https://youtu.be/otOHMTiOsT8 "Засыпай солнышко"https://youtu.be/exHnxbgTBL8

Обогащение среды в группе: изготовление костюмов;

• Мультимедийные презентации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙРЕЗУЛЬТАТ:

• Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы;

• Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

• Создание танцевальных номеров (в проекте);

• Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.

2 этап: Основной

ноябрь – март

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Реализация системы развития творческих способностей и сценической культуры детей с помощью танцевальной деятельности:

• кружок «Непоседы»;

• наработка навыка исполнения танцевальных композиций

различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания;

развлечения и досуги;

• работа по формированию у детей творческих танцевальных действий с использованием творческих заданий.

• Консультации, семинары для педагогов и родителей;

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. План работы кружка;

2. Конспекты;

3. Сценарии;

4. Мультимедийные презентации;

5. Буклеты, стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей подготовительного к школе возраста в танце, умения держаться на сцене;

• Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми;

• Освоение и закрепление новых танцевальных направлений;

• Умение разрабатывать танцевальные номера по разным хореографическим направлениям;

3 этап:

Заключительный

Март-май

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Отработка и закрепление поставленных танцевальных номеров;

• Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме;

• Участие на городском танцевальном конкурсе «Веселый каблучок»;

Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика;

• Обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ.

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Отработанные и творчески исполненные сценические танцевальные но-мера;

• Видеозаписи;

• Презентаци;

• Результаты участия в городском конкурсе «Веселый каблучок» (грамоты);

• Результаты мониторинга;

• Семинар для ПДО на региональном уровне по данной теме.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• Переход к свободному и творческому исполнению сложных сценических танцевальных композиций, в результате которых происходит развитие творческих способностей;

• Грамоты по результатам конкурса, повышение самооценки детей;

• Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям (дальнейшее развитие творческого потенциала)

Значение сценического танцевального движения для маленького человека!

Главная особенность сценического движения в том, что оно постоянно находится под наблюдением зрителя. Ни один нюанс композиции, представ-ленный на сцене, не ускользает от зрительского внимания. В отличие от повседневной жизни, где дети довольно часто бывают предоставлены сами себе и в отличие даже от занятия в ДОУ, где я все равно не способна осуществлять тотальный контроль в течение всей непосредственно образовательной деятельности над всеми воспитанниками каждую минуту, на сцене каждое направленное движение ребенка и любое проявление рассеянности, баловство попадает на суд зрителя. Практика работы с детьми этого возраста показала, что мера дисциплинированности и исполнительности у них значительно возрастает при условии, что дается установка выхода на сцену в ближайшей будущем, причем сообщается, что в числе зрителей будут находиться, не только родители. Массовая оценка, физически возвышенное положение сценической площадки (чаще всего ее устанавливают на среднем уровне глаз) создают ребенку необходимые условия для того, чтобы он почувствовал на себе всеобщее внимание и испытал от этого не только положительные эмоции, гордость, но и ощутил степень ответственности за свое поведение и образ, который он показывает. При подготовке к выходу на сцену, детей обучаю соблюдать осанку, контролировать положение головы и взгляд, воспитываю аккуратность механики рук и пальцев, точность и четкость движения – с момента покидая кулис и до поклона артист должен оставаться артистом, держать себя смело и достойно, потому что все внимание и интерес зрителя обращен к нему. Осознание ребенком того, что он находится под постоянным контролем аудитории, что он является примером для подражания для зрительской аудитории, мотивирует его дольше концентрировать внимание на своем образе и на сценической игре, в которую он вовлечен, а также постоянно помнить о положении корпуса, головы и так далее. Постепенно эти привычки образуют в сознании ребенка корреляцию с образом настоящего артиста, что оказывает влияние и на его повседневное поведение. Черты сцени-ческого поведения проецируются на его восприятие себя и в жизни вне сцены.

Танец – лучший способ открыть и развить таланты данные ребенку при-родой. В танце улучшается гибкость, повышается тонус тела, развивается мускулатура. Также формируется правильная осанка, развивается равновесие и координация. Занятия танцами повышают уверенность маленького человека, улучшают его восприимчивость, понимание окружающих, помогают научиться уважать других людей. Помимо перечисленного, танец, пробуждает в ребенке чувство красоты и учит воспринимать прекрасное.

Танец как искусство, дает ребенку необходимые для его развития знания и опыт. Он вовлекает его в движение, мышление и чувствование одновременно. Самое главное, танцуя, ребенок учится выражать свои мысли и чувства и не важно, станет он в будущем профессиональным танцором или нет.

Постановка народно-сценического танца в работе с дошкольниками всегда интересна и увлекает не только детей, но и родителей. В основу беру танцевальные движения в народном стиле, которые предусмотрены программой (захлест ног, притопы, «ковырялочка», «моталочка», удары каблуком или полу-пальцами и т. д.) затем из разученных элементов составляю законченные танце-вальные миниатюры. Представляю вашему вниманию танец «Во саду ли, в огороде",, дети с большим удовольствием работали над его подготовкой. Музыка плясовая, веселая и задорная

Эстрадный танец – это направление, сочетающее в себе самые разные танцевальные стили, в зависимости от замысла хореографа и сути танцевальной постановки.

На занятиях эстрадными танцами у ребёнка развивается чувство ритма, раскрывается его индивидуальность и уникальность.

Творчество не имеет границ

В моем танцевальном проекте номер в эстрадном стиле «"Засыпай солнышко" Танец включают в себя разнообразие танцевальных шагов в основе лежит интересная сюжетная линия, дети с интересом перевоплощаются в придуманные образы, что способствует творческому развитию. В номерах, я использовала пластические элементы, т. к. в процессе подготовки раскрыла скрытые способности детей.

Фото №1 Проект Первый шаг

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Техническое обеспечение

1. Компьютер

2. Принтер

3. Фотоаппарат

4. Телевизор

5. Проектор

6. Аудио и видеотехника

7. Методические пособия

8. Учебно-методическая литература

9. Мультимедийные презентации

10. Фонограммы

Литература:

1. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1997.

2. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. типологический подход. М., 2005

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2004

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого началаКартотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть: Ребята, покажите руками или пальцами: -чистишь зубы; -стой на месте; -стучишь в дверь;.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сценической культуры, как всестороннее развитие творческого начала дошкольников, посредством хореографии
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 17:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД