Папки-передвижки

Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)

Наталья Полуян
Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)

«Формирование нравственных ценностей – приоритетная задача воспитания современного дошкольника».(из опыта работы)

Проблема нравственного воспитания дошкольника является актуальной в современном образовании. Задачи по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Публикация «Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах

Основная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы воспитать в личности ребенка такие социально значимые качества, как долг, совесть, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании. Согласно «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России»– нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием духовно- нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях и в семье.

В современном обществе произошли колоссальные изменения ценностных ориентиров : поменялись жизненные приоритеты, произошла деформация моральных норм и нравственных установок. В связи с этим встает важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения уже в период детства. Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления. И здесь важно обеспечить систему формирования нравственных качеств дошкольников.

Что такое система? Это целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества.

Система работы по формированию нравственных ценностей детей дошкольного возраста в ДОО № 5 включает следующее:

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах. Важным направлением работы с детьми дошкольного возраста является краеведение – ознакомление с родной страной, культурным и историческим наследием России.

В группах созданы центры…

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Оформлены уголки кубанского быта, макеты казачьей хаты.

Мы, педагоги, знакомим детей с историей и бытом народа Кубани, казаков с их праздниками, обычаями и традициями, приобщая их к народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности.

Также наши дети посещают Музей семьи Степановых. сотрудничаем с районной детской библиотекой, с юнармейцами СОШ № 4, с эколятами –дошколятами ДОО № 11, Пожарной частью города, отделом ГИБДД, районным советом ветеранов.

Родители, воины срочной службы. Ветераны педагогического труда, труженики тыла – частые гости в детском саду.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает чувство сопереживания радости, а затем уже сопереживание горя. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые в беседах с детьми рассказывают о своих успехах в трудовой деятельности, приводят примеры добрых поступков детей, вместе с детьми участвуют в акциях «Поможем ветерану», «Сделаем подарок пенсионеру»…Еще -O-?

В деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка, главное – знать, что любовь завоевывается преимущественно любовью. И нельзя забывать, что нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно совести. Мы разъясняем детям нравственные правила, принципы и нормы, и своим примером демонстрируем их на практике, чтобы он мог отличить плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины! Гимны России и Кубани поем вместе с детьми, совместно со взрослыми дети участвуют в субботниках, в оформлении групп и участков к праздникам, в ремонте книг, в отправлении посылок детям Донбасса…

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них. Традиции моей семьи, герб моей семьи, в семье есть герой или участник войны- такие беседы проводим с детьми, формируя у них интерес к истории своей семьи, воспитывая уважение к старшим и гордость за их успехи.

Как научить ребенка любить место, где он родился, живет? Экскурсии по городу, просмотр видео о достопримечательностях города, района, оформление альбомов, рисование, встречи с интересными людьми ….Все это формирование начал любви к большой стране Росcии

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, подмены понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок для детей дошкольного возраста.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание материала для восприятия и понимания отобрано воспитателем, какие методы и способы используются. В нашем ДОУ мы используем следующие методы:

– Методы формирования сознания личности – разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения.

– Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

– Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка – познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание.

В практической деятельности педагоги, выбирая методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами, содержанием в целом в соответствии с ФГОСДО. При этом большое значение имеет возраст детей. Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей – это игра.

Наши дети играют в пограничников, моряков, ….

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, ее людьми. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

Главной целью выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Поэтому система работы включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке и патриотические чувства, и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Большая роль в воспитании нравственных ценностей уделяется Дню Победы. Масштабная проектная и исследовательская работа ведется в старших группах и среди сотрудников, оформляются стенды и выставки, пополняется книга Памяти.

Дети каждый год, несмотря на погодные условия, возлагают цветы к вечному огню, выпускают в небо шары и выступают на мини-митинге. Хочу отметить, что традицией нашего ДОУ стало высаживание сирени в честь Победы в Великой Отечественной войне, и праздник с участием ветеранов войны и тружеников тыла. Участниками театрально-танцевальных композиций являются и воспитанники, и педагоги, которые начинают приобщать и вовлекать дошкольников в происходящее уже со средней группы. А родители, являясь неотъемлемой частью воспитательного процесса – всячески поддерживают нас в этом начинании.

Воспитание в детском саду невозможно без взаимодействия с родителями. В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому обязательно ведётся знакомство с народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха и другие.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственном воспитании детей проходит также через беседы, круглые столы, образовательную деятельность и совместные мероприятия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Совместная деятельность педагогов и родителей позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять кругозор, но и повышает педагогическую грамотность родителей.

В результате такой системы в работе постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Возрождение духовно-нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России. И если говорить в двух словах, как надо воспитывать своих детей? Я отвечу: своим примером!

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Полуян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование нравственных ценностей — приоритетная задача воспитания современного дошкольника (из опыта работы)
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 13:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД