МААМ-картинки

Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений

Любовь Иголкина
Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений

Речь к презентации на тему “Формирование грамматического строя речи детей 3- 4 лет посредствам дидактических игр и упражнений”.

Иголкина Л. В

Слайд № 1

Формирование грамматического строя речи детей 3- 4 лет посредствам дидактических игр и упражнений”.

Слайд № 2

Актуальность.

Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше

Публикация «Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

(с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: развитие грамматического строя речи у детей 3-4 лет.

Для достижения поставленной цели, я обозначила следующие задачи:

Изучить методическую литературу по выбранной теме.

Изготовить пособия и систему работы по ним.

Создать картотеку игр и упражнений.

Обогатить предметно - развивающую среду группы.

Приготовить буклеты, консультации для родителей.

Информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

Слайд № 3

Четвертый год жизни — очень важный этап в освоении грамматического строя речи ребенка. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. От того, чем наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход дальнейшего речевого развития.

При благоприятных условиях уже в младшем дошкольном возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает своеобразное экспериментирование со словом, его формами — языковые игры. Их появлению благоприятствуют дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием, стимулирующие поисковую активность детей в сфере языка и речи, формирование языковых обобщений. Особенно важны игры с глагольным словом, удовлетворяющие естественную потребность ребенка в движении, динамике речи и организующие речевое высказывание.

Дети 3- 4 лет должны уметь:

Согласовать слова в роде, числе и падеже.

Употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА.

Употреблять имена существительных в форме единственного и множественного числа.

Употреблять имена существительных в родительном падеже.

Составлять предложения с однородными членами.

Слайд № 4

Хочу познакомить вас с играми, в которые мы с детьми любим играть.

Дидактическая игра «Непослушный колобок».

Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, театр на стаканчиках по сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

Ход игры : В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос : «Кого встретил Колобок в лесу?»

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.

Слайд № 5

Дидактическая игра «Кто как говорит».

Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.

Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)

Ход упражнения : воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.

Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми : «Как разговаривает кошка?» (мяукает)

«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)

Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.

Слайд № 6

Одним из важных направлений в работе по формированию грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями, является изучение и закрепления предлогов. Значительную помощь воспитателю в том, чтобы дети использовали предлоги в устной, а в последующем и в письменной речи, в соответствии с законами грамматики, окажут разнообразные игры с предлогами. Они сделают упражнения интересными, увлекательными, а значит, знания детей будут прочными и крепкими.

Дидактическая игра

«С щенком играем предлоги повторяем».

Цель:

Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА, В, ОТ, ЗА, К, ПЕРЕД.

Воспитатель держит в руке изображение щенка и сажает его на будку, (которая лежит у детей на столе, а дети отвечают на вопрос: «Куда сел щенок?»

Например, на будку, в будку, справа или слева от будки, убежал за будку, вернулся к будке, убежал к другу в будку, сидит перед будкой и т. д.

Затем дети повторяют игру самостоятельно.

Слайд № 7

Дидактическая игра «Играем с непослушным котом».

Цель:

Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА, В, ОТ, ЗА, К, ПОД.

Воспитатель держит в руке изображение кота и сажает его на стул (который лежит у детей на столе, а дети отвечают на вопрос: «Куда сел кот?».

Например, на стул, под стул, справа или слева от стула, спрятался за стул, вернулся к стулу, убежал от хозяйки к другу, перепрыгнул через стул и т. д.

Затем дети повторяют игру самостоятельно.

Слайд № 8

Дидактическая игра «Бабочка и грибок».

Цель: Совершенствование грам­матического строя речи, закрепление в речи предлогов : НА, С, В, ИЗ.

Ход:На магнитной доске закреплено изображение мухомора и ост­ровка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

Где сидит бабочка? Дети отвечают: (На грибке).

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:

Откуда слетела бабочка? (С грибка).

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

Где сидит бабочка (В траве). И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг ко­торого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Слайд № 9

Дидактическая игра «У зайки день рождения».

Цель: активизация речи, развитие внимания памяти.

Ход игры:

Воспитатель  говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка  (Показывает предметные  картинки: орехи, грибы, мед, рыбку)

Угадайте: кому зайка приготовил орехи?  (перечисляет)

Дети отвечают: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.

Слайд № 10

Дидактическая игра «Что с чем?».

Наглядный материал:

картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.

Ход игры:

воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает:

“ Что с чем?”. Дети отвечают.

Слайд № 11

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель

побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход:  

Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.

  У мамы платье, а у Тани…платьице

  У мамы кофта, а у Тани…кофточка

 У мамы куртка, а у Тани …курточка

 У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.

Слайд № 12

Дидактическая игра «Один - много».

Цель:  

формировать умение образовывать категорию множественного числа.

Оборудование:   наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.

Ход:  

В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.

Шапка - шапки (много чего) - шапок.

Кофта - кофты - много кофт.

Юбка - юбки - много юбок.

Футболка - футболки - много футболок.

Шуба - шубы - много шуб.

Слайд № 13

Конусный театр по сказке «Заюшкина избушка».

Слайд № 14

Вывод:

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Театрализованная деятельность также оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.

Слайд № 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Иголкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 14:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД