Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников

Наталья Плясунова
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников

«Формирование духовно- нравственных основ патриотического воспитания дошкольников»

Подготовила: воспитатель Плясунова Наталья Валентиновна

МАДОУ д/с «Детство» д/с № 143 «Семицветик»

г. Нижний Тагил

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе

А может она начинается….

Публикация «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Патриотизм (латин. Patri ta - соотечественник, греч. «земляк, соотечественник - отечество) - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни,”- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующую цель: Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Данная цель, предполагает решение следуюших задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Только при комплексной работе в организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно - патриотическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребенка дошкольного возраста.

В своей работе мы применяем такие методологические приё мы:

1. Методы игровой деятельности.

О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2. Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, городу, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3. Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Разучивание частушек, русских народных песен.

Стихи и песни о березке.

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»,

Чтение стихов А. Барт из серии «У меня родился братишка»

Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение»

Чтение стихов о профессиях.

Инсценировка стихотворения Михалкова «А, что у вас».

Разучивание стихов, песен об армии.

Разучивание песен и стихотворений о мамах.

Чтение стихов о космонавтах.

Слушание и пение фронтовых песен.

Чтение и заучивание стихов о Великой Отечественной войне.

Чтение стихотворение С. Михалкова «Быль для детей».

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

В нашем детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляются по разработанному плану, следующие разделы:

1.«Мой любимый детский сад» Цель: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.

2.«Мой дом. Моя улица. Мой город» Цель: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.

3.«Символы России» Цель: познакомить детей с изображением Государственного флага и герба РФ. Формировать элементарные представления о происхождении и функциональном значении символики. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за неё.

4.«Главный город России - Москва» Задачи: уточнить знания детей о стране, в которой они живут; дать представление о том, что Москва - самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; познакомить с некоторыми достопримечательностями столицы (Красная площадь, Кремль, Спасская башня Кремля, Храм Христа Спасителя, Большой театр); воспитывать у детей чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой.

5.«День Матери» праздничное поздравление Задачи: формировать у детей представления о государственном празднике нашей страны - Дне матери; расширять и активизировать словарь прилагательных, закрепить умение отвечать на вопросы; развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику внимание, память; творческие способности детей; воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.

6.«К нам приходит Новый год» Цель: уточнить и расширить знания детей о традициях празднования Нового года в России; формировать умения рассуждать о знакомых событиях, используя имеющиеся у детей знания.

7.«Народная культура и традиции» Цель: формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи.

8.«Наша Армия» Цель: расширять представление детей о Российской армии; знакомить с военной техникой. Формировать знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие о безопасность.

9. «День семьи» Задачи: воспитывать интерес к истории семейных традиций; формирование первоначальных патриотических чувств; познакомить с народным традициям, обычаями; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

10.«Пасхальная неделя» Задачи: познакомить детей со смыслом главного праздника христианства Пасхой; познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

11.«12 апреля - День Космонавтики» Цель: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

12.«Великой Победе посвящается» Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

13.«Мой город – Нижний Тагил» Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу.

Работа по каждой теме включает занятия, игры, посещение музеев, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний.

Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников можно распределить по следующим компонентам:

- культурно-патриотический : приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю - с помощью фотографии, видео-презентаций, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен и т. д. ;

- гражданско-патриотический (беседы «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Сургут и России);

- героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т. д. ; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, возложение цветов к памятникам и мемориалам города);

- спортивно-патриотический ( участие в детском саду - спортивные праздники с мамами и папами: «Мама, папа, я - спортивная семья»;

Но без включения семьи в процесс формирования патриотических основ у детей невозможно. Ведь семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В нашей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных традиционных блюд, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, ребёнок начинают ощущать себя членом семьи. Постепенно ребенок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 августа 2023 в 09:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Плясунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД