МААМ-картинки

«Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»

Ольга Зырянова
«Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»

Тема: «Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

Публикация «„Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

В свете требований ФГОС дошкольного образования гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. В настоящее время часто встречается, что многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Работая с дошкольниками, обращаю особое внимание на то, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, также желаю, чтобы мальчики и в будущем мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Диагностическое обследование по определению уровня сформиро-ванности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации увидела в целенаправленном гендерном воспитании, как в детском саду, так и дома. Думаю о том, что всегда необходимо помнить, что целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика именно уже в дошкольном возрасте, влияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Передо мной стала реальная задача - найти такие рациональные формы организации жизни детей, которые обеспечат и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.

Выстраивание модели образовательного пространства провела в 4-х направлениях:

• Подбор и изучение специальной литературы и подкрепление теоретических знании, о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

• Пропаганде педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;

• Построение развивающей среды;

• Построение модели педпроцесса, в основу которой легли дидактические игры.

Именно игра является лучшим методом обучения дошкольников чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила - гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Для реализации цели выделила задачи :

• формирование представлений об особенностях половой принадлежности, о специфике внешнего вида, физиологических особенностях.

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

• развитие познавательного интереса дошкольников к гендерной принадлежности.

Сделала подборку дидактических игр, оформила их адоптировав к применению с детьми своей группы, дополнительно разработала игры, недостающие и необходимые для работы с детьми по данному направлению. Для удобства их использования составила картотеку. (Картотека прилагается).

Составила годовой план их использования в работе с детьми средней и старшей групп (План прилагается) (В соответствии плана представляются вниманию слушателей 2-3 авторские игры)

План работы по полоролевой социализации детей в средней группе.

1квартал

«Будем знакомы»

Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих.

«Это- Я»

Цель: формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к себе. -оформление мини-центров «Парикмахерская», «Гараж»,

-пополнение атрибутами центров «Семья, «Салон красоты» -игра «Познакомимся поближе»; Упражнение «Волшебный семицветик»;

Беседа «Чем мы похожи? Чем отличаемся?»

Игра «Кто я?» - рисование «Какой я»;

- дидактические игры «Одень мальчика, одень девочку»;

«Кому что нужно»

- упражнение «Скажи ласково»

- сюжетно - ролевая игра «Семья» Консультация «Игры и игрушки для мальчиков и девочек»

Работа с родителями

проведение анкетирования по теме гендерного воспитания в семье.

2 квартал

«Мальчики и девочки,такие мы разные»

Цель: расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

«Нарисуем эмблему».

Цели: продолжить работу по ознакомлению с качествами «мужественности», «женственности», развить экспрессивные способы самовыражения, повысить внутригрупповое доверие и сплочённость группы. -обновление и пополнение мини-центров «Больница», «Библиотека»;

-оформление альбомов на тему «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»

- беседа я и мои желания;

- чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы»;

- игра «Мой пропуск в волшебную страну»

-игра «Комплименты»;

упражнения «Чем мы похожи»;

Д/и «Пройди правильно по лабиринту»

-работа в раскрасках для девочек и мальчиков;

-дидактическая игра «Ателье»

-сюжетно - ролевая игра «т», «Куклы заболели»;

Работа с родителями

консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»

организация помощи в оформлении мини-центров.

3 квартал

«Позаботимся друг о друге»

Цель: выявить и расширить знания друг о друге, закрепить знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины и женщины, развивать логическое мышление.

«Я- не один. Моя родословная».

Цели: обогатить знания детей об их близких родственниках, повысить самооценку и настроение

создание альбома «Моя семья»;

организация выставки фотографий на тему «Я и моя семья»

изготовление генеологического древа;

- наблюдение за работой младшего воспитателя, дворника;

-беседа о профессиях женских и мужских;

-заучивание пословиц и поговорок о семье.

- рассматривание иллюстраций «Семья»

- д\и «Кто чем занят»

- д/и «Мои родственники»;

-рисование «Моя дружная семья»

Работа с родителями

Консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков»

План работы по полоролевой социализации детей в старшей группе

Дата

проведения. Познавательная деятельность. Предметно-развивающая среда. Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Работа с родителями

1квартал

«Как устроено мое тело?»

Цель: как устроено человеческое тело, как функционирует

«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?»

Цель: расширить знания об основных качествах мужской и женской личности

«Мы все разные. Какой я»

Цель: формирование положительного образа «Я-девочка», «Я-мальчик» оформление мини-центров «Ателье», «Гараж»; пополнение атрибутами центров «Семья», «Парикмахерская» - изучение литературы (энциклопедии «Моё тело», «Органы чувств»);

- составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды;

- составление альбома рисунков и рассказов «Наши увлечения» - рисование «Мой друг (подруга)»;

- дидактические игры : «Собери портрет», «Отгадай имя»

«Собери чемодан»,

«Одень правильно»;

- сюжетно - ролевые игры «Дом», «Детский сад» организация помощи в оформлении мини-центров

Работа с родителями

консультация «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей»

2 квартал

«На все руки мастер!»

Цель: формировать позитивное отношение к себе и своему полу

«Люблю трудиться!»

Цель: расширить представление о трудовых действиях мальчиков и девочек

-обновление и пополнение мини-центров «Магазин», «Аптека»

-создание книжек-малышек для младших товарищей;

-экран добрых дел;

-пополнение фотографий в альбом «Как мы играем»

- беседа «О культуре поведения в общественных местах»;

- чтение художественной литературы: В. Осеев «Волшебное слово»;

- беседа «Наши отношения»;

- хозяйственно-бытовой труд с распределением обязанностей;

- заучивание пословиц и поговорок о труде;

-«Портрет моего папы» - дидактическая игра «Правильно и неправильно», «Уроки этикета»

-рассматривание альбомов «Профессии», «Защитники Отечества»

- дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;

Сюжетно ролевая игра «Мы идём в театр»

Работа с родителями

-консультация «Особенности развития девочек и мальчиков»

-организация помощи в оформлении мини-центров

3 квартал

«Я воспитанный и культурный ребенок!»

Цель: расширить представление о поведении мальчиков и девочек в семье и в д\с

«Когда я вырасту…»

Цель: обогащать представление о будущих половых ролях

-создание альбома «Моя семья»

-организация выставки рисунков на тему «Кем я хочу стать»

- экскурсия на кухню, в прачечную;

- рассматривание иллюстраций; «Профессии»;

- чтение художественной литературы Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»; В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?»;

- рисование «Мамин портрет»;

- кукольный и настольный театр по сказкам;

- решение проблемных ситуации - рассматривание иллюстраций «Семья»;

- дидактическая игра «Кто чем занят»;

- рисование «Моя семья»

- заучивание пословиц и поговорок о женских и мужских качествах;

рассматривание иллюстраций, журналов мод

- д\и «Подбери украшение», «Собери на бал кукол»

-изготовление генеологического древа своей семьи

Работа с родителями

консультация «Роль отца и матери в становлении полоролевой идентичности детей дошкольного возраста»

В течении учебного года средней и старшей групп систематически проводила через разные режимные моменты работу с детьми и родителями.

В конце каждого учебного года проводила мониторинг сформированности полоролевых представлений у моих воспитанников, результаты которого из года в год радовали своими показателями и успехами.

В результате проделанной работы и мониторинга детей можно сделать вывод, что у детей к концу старшего возраста значительно расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.

Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.

Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.

Я думаю, что наработанный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

«Круги Луллия». Дидактическое пособие для решения задач«Круги Луллия». Дидактическое пособие для решения задач Здравствуйте,уважаемые коллеги!Сегодня я хочу познакомить вас с моим пособием"Круги Луллия".Наверняка многие знают о них. Я в своей практике.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС до "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства» с применением.

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ» Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Испечем для Алины пиццу»Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Испечем для Алины пиццу» Представляю вашему вниманию еще одну игру по гендерному воспитанию "Испечем для Алины пиццу". Цель: познакомить детей с основами.

Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Сварим компот для Алины»Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Сварим компот для Алины» Одним из средств для решения задач по гендерному воспитанию является использование дидактических игр. Дидактические игры с учетом гендерных.

Игра-презентация по гендерному воспитанию «В стране мальчиков и девочек» Игра – презентация по гендерному воспитанию рассчитана для детей дошкольного возраста. Программа разработки: Power Point Цель презентации:.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников» Детство – это самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами.

Мастер-класс «Квиллинг как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи» План – конспект мастер – класса ТЕМА: КВИЛЛИНГ-как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи. ПЕДАГОГ – МАСТЕР: Угрюмова.

Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).

Библиотека изображений:

Публикация «Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Зырянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 22 августа 2016 в 16:12
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД